Израильское правительство углубляет разрыв с американскими евреями в вопросе прав на молитву у Стены Плача, пишет британский журнал The Economist.
Кому разрешено молиться у Стены Плача в Иерусалиме? Ответ на этот фантастически досадный вопрос был найден в прошлом году. Тогда же была заключена сделка. Однако в прошлом месяце израильское правительство приняло решение прекратить соблюдение ее положений. Это усилило необычный раскол между еврейским государством и еврейской общиной в США, крупнейшей в мире.
С тех пор, как Израиль захватил Старый Иерусалим в 1967 году, а вместе с ним сохранившуюся стену бывшего еврейского храма, разрушенную римлянами в 70-х годах н. э., — молитвы евреев в святом месте регулировались в соответствии с ультраортодоксальными практиками.
Мужчины и женщины разделены и, как и в ортодоксальных синагогах, женщины не могут вести или совершать молитвы со свитками Торы и молитвенными шалями. Фактически женщины рассматриваются как зрители мужских молитв. Женщин, которые оспаривали такие заповеди, часто ограничивала в действиях полиция.
Согласно «историческому компромиссу», главная площадь перед Западной Стеной останется под управлением ультраортодоксальных раввинов. При этом неортодоксальным евреям будет выделен отдельный раздел, в настоящее время представляющий собой археологический объект, который будет модернизирован за государственный счет.
Но ультраортодоксальные партии в коалиции с премьер-министром Биньямина Нетаньяху считают, что прогрессивные евреи искажают иудаизм. И с 13-ю местами в коалиции из 66 членов у них достаточно рычагов для изменений в государственной политике.
За это решение лидеры американских евреев обвинили Нетаньяху в «предательстве». Раввин Рик Джейкобс, президент Союза реформистского иудаизма, сказал, что «государство Израиль и правительство Израиля готовы продавать наши права и наше благосостояние для коалиционной политики».
Раскол со многими американскими евреями появился давно. Большинство из них следуют за неортодоксальными потоками, главным образом реформистским и консервативным иудаизмом, которые допускают как смешанные, так и исключительно женские молитвы.
По данным Исследовательского центра Пью, большинство американских евреев связаны с двумя прогрессивными потоками иудаизма, причем 35% считают себя реформистами и 18% консерваторами. Только один из десяти американских евреев — ортодокс.
В Израиле, напротив, религиозная жизнь монополизирована ортодоксальным иудаизмом, хотя большинство израильтян не связаны активно с определенным религиозным потоком: они считают себя светскими или смутно «традиционными».
Немногие из них заинтересованы в этих проблемах. Тем не менее, 10% израильских евреев, которые являются ультраортодоксами, обладают непропорциональной политической властью.
Израиль представляет собой еврейское государство и единственную нацию на Ближнем Востоке, которая позволяет членам всех конфессий свободно молиться в своих святых местах. Поэтому странно, что так много евреев не могут молиться по своим обычаям у Стены Плача.