Когда Европа любила ислам
Мир

Когда Европа любила ислам

27 апреля 2017 | 15:30

До того, как континент начал запрещать хиджабы, европейские аристократы меняли свои имена на Абдуллу и Мухаммеда, а переход в местную мечеть был модной тенденцией, пишет американский журнал Foreign Policy.

Мечеть Вильмерсдорфа, расположенная по улице Бриеннер на юго-западе Берлина, выглядит так же, как и в 1920-х годах. Но институт, как и город вокруг него, изменился.

Сегодня мечеть — тихое место. Она в основном служит информационным центром — школьников иногда водят туда на экскурсии. Небольшое сообщество мусульман регулярно появляется на пятничную молитву. А ведь когда-то мечеть Вильмерсдорфа была живым центром духовного контркультурного движения в Веймарской республике.

Раньше немцы не были исключением в проявлении открытости и даже увлеченности исламом. В начале ХХ века появились первые мусульманские общины и учреждения в Западной Европе, а вместе с ними и новообращенные в Великобритании и Нидерландах. Это практически забытый период истории, но особенно актуальный сегодня, так как отношения между исламом и Европой все чаще характеризуются настороженностью и порой откровенной враждебностью.

Оглядываясь назад на начало прошлого века — прежде всего на период первой волны иммиграции мусульман в Европу после Первой мировой войны — становится понятно, что не так давно у Западной Европе с исламом сложились совершенно иные отношения, характеризующиеся любопытством со стороны граждан и расположением со стороны правительств.

В то время, когда европейские граждане экспериментировали с экзотической восточной религией, европейские правительства предоставляли особый режим мусульманским гражданам и угождали им способами, которые, на первый взгляд, могут показаться удивительными.

Светское французское правительство с заинтересованностью поглядывало на показные мечети, в то время как Германия стремилась продемонстрировать свое превосходное отношение к мусульманам по сравнению с Францией и Великобританией.

Кажется очевидным, что на индивидуальном уровне ислам одержал победу над некоторыми европейцами, которые ищут разрыва с традицией в современном мире.

Но правительства западноевропейских стран в начале ХХ столетия также продемонстрировали терпимость и даже пристрастность к исламу, хотя их мотивы зачастую были более циничными, нежели у их граждан.

Во время Первой мировой войны Франция и Великобритания опирались на своих колониальных подданных, многие из которых были мусульманами, на полях сражений европейского континента. Имамов прикомандировывали к полкам, а мусульмане в армиях получали специальную халяльную еду: вместо свинины и вина им давали кускус, кофе и мятный чай.

С немецкой стороны первая в стране мечеть была построена в лагере военнопленных в Вюнсдорфе для размещения захваченных мусульманских солдат. Этим немцы пытались продемонстрировать, насколько лучше они относились к мусульманам, чем французы или англичане. Результат, как они надеялись, создаст беспорядки среди мусульманского населения в колониях двух соперников Германии.

В послевоенный период более пристальное внимание антиколониальных движений к исламской идентичности заставило те же самые европейские правительства все больше волноваться. Секретные службы были отправлены в кофейни континента, где собирались представители мусульманской интеллигенции, включая Шакиба Арслана, одного из самых важных панисламистов в межвоенной Европе.

Европейские правительства также пытались завоевать мусульман «мягкой» силой пропаганды. В 1926 году, спустя более двух десятилетий после подтверждения своей приверженности секуляризму в 1905 году, французское государство опиралось на множество лазеек для финансирования строительства Большой мечети Парижа.

Этот акт оставил многих католиков возмущенными таким преимущественным отношением государства к мусульманам. Мечеть якобы должна была служить данью уважения мусульманским воинам, сражавшимся за Францию во время войны.

Фактически историки сейчас рассматривают мечеть как часть колонизаторской пропаганды, предназначенной для того, чтобы дать богатым посетителям вкус французской имперской мощи в мусульманском мире. Но работники Северной Африки в Париже жили далеко от мечети, и время молитв не соответствовало их расписанию. При этом высокие цены на баню и ресторан сделали столицу недоступной для проживания большинства иммигрантов, кроме нескольких французских и марокканских элит.

В период подготовки ко Второй мировой войне, а также во время самой войны усилия государств, направленные на завоевание благосклонности мусульман, стали по-новому актуальными. В этот период Великобритания помогла финансировать две мечети в Лондоне, а нацисты попытались убедить мусульман, особенно в Восточной Европе, присоединиться к борьбе против Советов. В частности, на Балканах, в Крыму и на Кавказе нацисты выступали в качестве защитников ислама.

Этот период, в котором европейцы и их правительства ухаживают за мусульманами и исламом, иронически предвещает стиль поведения с исламом в Западной Европе сегодня: особое внимание к мусульманам теперь — это не признак принятия, а страх угрозы национальным интересам, вытекающий из политически подрывного потенциала религии.

История мусульман и ислама в Западной Европе является более древней и запутанной, чем многие думают. Признание этого факта помогает представить будущее, в котором мусульмане могут рассматриваться как неотъемлемая и равноправная часть европейской общественной жизни, а не вневременные или угрожающие обществу посторонние люди.