Выступил в России - попал в реестр: как в Украине будут бороться с гастролями артистов в РФ
Санкционный список Кириленко

Выступил в России - попал в реестр: как в Украине будут бороться с гастролями артистов в РФ

4 февраля 2018 | 08:50

Вслед за российскими культурными деятелями, приезжающими на гастроли в Украину, законодатели решили взяться за украинских артистов, гастролирующих по России. Причем обойтись с ними собираются едва ли не строже, чем с российскими коллегами. Что ждет зарабатывающих в РФ и насколько радикально предлагаемое законодательство, разбирался Realist.

Разговоры о том, что нужно наказывать представителей украинского шоу-бизнеса, которые ездят в Россию с гастролями либо на корпоративные выступления, ведутся уже три года. Правда, ранее речь шла о прямых репрессиях — принципиальном запрете подобных поездок и лишении званий. Теперь же в Верховную Раду обещают внести не столь радикальный законопроект.

Главный лобби в лице вице-премьер-министра Вячеслава Кириленко предлагает украинских артистов, гастролирующих в РФ, вносить в специальный реестр Службы безопасности Украины. Так, перед поездкой в Россию артист самостоятельно должен предупредить об этом спецслужбы не позднее, чем за 10 дней до пересечения границы. Затем он попадает в специально созданный реестр гастролеров — после все «списочники» получают своего рода «клеймо». Попросту говоря, перед проигрыванием их песни на радио звучит объявление «Этот артист гастролирует на территории государства-агрессора». В случае с телевидением во время трансляции его выступления появляется соответствующий титр.

Такая же пометка должна быть на любой рекламной продукции артиста — причем занимать она должна не менее 10% площади. Кроме того, новый проект закона предусматривает введение для таких артистов гастрольного сбора в размере 20% от всей выручки за билеты — не только с сольного концерта, но и любого, где представлен хоть один номер артиста. Вырученные средства обещают пустить на нужды Вооруженных сил.

Причиной для новой волны обсуждений стал принятый недавно в парламенте так называемый закон о реинтеграции Донбасса, который четко определяет Российскую Федерацию как государство-агрессор. По словам инициаторов законопроекта, в условиях войны многих украинцев возмущает сам факт поездок культурных деятелей в Россию.

Так, радикально настроенные граждане активно срывали в прошлом году концерты Ани Лорак, Светланы Лободы, Ивана Дорна и прочих артистов. Озвученная причина — предательство нации, якобы пророссийские настроения и гастроли по территории северного соседа. Правда, срывали концерты далеко не всем «предателям». В кругу топовых музыкальных менеджеров об этом не принято говорить громко вслух, но проблема протестов и «минирований» решаема — от радикалов попросту откупаются. Иногда предложение заплатить деньги поступает напрямую, иногда необходимо выходить на «нужных людей».

Открытые границы и избирательный подход

По состоянию на сегодняшний день граница между Украиной и Россией открыта. Ежедневно в обеих направлениях ее пересекают тысячи людей. Часть из них едет на заработки. «Люди, которые работают в России, сотрудничают со страной-агрессором и должны нести общественное наказание. Они не должны иметь по возвращении в Украину право на голосование. Нечестно наказывать только Ани Лорак или Светлану Лободу — наказаны должны быть все», — говорит телеведущий Игорь Кондратюк.

«Но одно дело, когда границу пересекают обычные граждане, и совсем другое — когда это публичные люди», — парирует Вячеслав Кириленко. Трудовая миграция украинских маляров, инженеров и айтишников волнует законодателя куда меньше — в ней нет настолько явной угрозы гуманитарной и национальной безопасности государства.

«Эти люди, известные как в Украине, так и в Российской Федерации, — они не только открывают рот и выдают определенные звуки под музыку. Они дают различные интервью, оценивают современное состояние украино-российских отношений, в том числе и АТО. Потом это все используется спецслужбами в интересах российской агрессии против Украины. Плюс самим явлением своих постоянных и регулярных гастролей на территории страны-агрессора они формируют политику, которая имеет под собой следующий подтекст: все нормально, надо больше дружить, младший брат поссорился со старшим, надо все забыть и двигаться дальше», — поясняет Кириленко.

«Гастролеров» уже сегодня называют позором нации, людьми без совести и чести — теперь же законодатель предлагает фактически повесить на них своего рода ярлык. Подобным образом в свое время в супермаркетах отмечались произведенные в России товары.

Является ли это нарушением прав человека или определенной формой «охоты на ведьм» и преследования неугодных? И да, и нет. Дело в том, что законодательство в сфере прав человека — не всеобъемлющее. Например, Европейская конвенция по правам человека регулирует скорее более глобальные нарушения — пытки, убийства, рабство.

«Шансов, что эта ситуация будет рассматриваться в рамках, например, Конвенции, очень мало. Мы можем говорить о преследованиях, о трудностях в их работе, но это не будет связано с правами человека. Например, Конвенция защищает мирное владение собственностью — можно сказать, что наши артисты потеряют от этого деньги, а государство их не защитит. Или вмешательство в профессиональную деятельность. Но это скорее теоретические конструкции, которые могут и не сработать на практике. Пока ситуация не возникнет, говорить об этом рано», — поясняет адвокат Центра стратегических дел Украинского Хельсинкского Союза по правам человека Дмитрий Мазурок.

Как говорит программный директор радио «Країна ФМ» Роман Давыденко, «ни одна радиостанция не будет в своем эфире делать объявление «Сейчас на нашем суперклассном радио будет песня фигового человека». Не пойдут на это и телеканалы — скорее всего, они попросту откажутся от некомфортных артистов. «Или исполнители, которые сейчас ездят в Россию, изменят свою гастрольную политику и перестанут туда ездить, или телевидение, не желая титровать, изменит по отношению к ним свою политику», — поясняет Кириленко. И это похоже скорее на ультиматум.

Зачем украинские артисты едут на заработки в Россию

По словам певицы Русланы, российский рынок очень интересен для украинских артистов прежде всего из-за денег — во-первых, там есть возможность делать большие туры, во-вторых, зарабатывать на корпоративах. К тому же, большинство украинских артистов, работающих в России, русскоязычные. С Европой дело обстоят сложнее — там к украинским артистам предъявляют большие требования. «Мы вроде как закрываем легкий рынок, который нам ментально доступен. А нужно переориентироваться на европейский рынок, где есть больше возможностей реализоваться украинской оригинальной экзотике», — говорит Руслана. Момент того, что часть работающих в России артистов действительно жертвует определенную долю заработка на нужды украинской армии (из сознательности или в качестве откупных) — не обсуждается.

Но и это далеко не все. Кроме большей денежной массы, в России есть еще кое-что, чего так не хватает украинскому культурному рынку — законодательство. В Украине все еще должным образом не защищено авторское право — музыканты получают копеечные роялти, рынок не отрегулирован. В то же время в России все необходимое законодательство было принято еще полтора десятка лет назад.

Но говоря о деньгах, мы забываем самый важный аспект — собственно культурный. «Мы считаем невероятно важным во время засилья пропаганды поддерживать этих людей и показывать им настоящую Украину, а не ту, которую им подают в их телевизорах», — говорит Сергей Бабкин.

Однако противники российских гастролей уверены: такие «списочники» могут считаться украинскими артистами только номинально, то есть фактически никакую украинскую культуру они не несут. Россияне считают их своими — так что они работают в русле современной российской попсовой культуры.

«Каждый артист выходит на сцену — и несет за это ответственность. Мы не выходим на сцену только ради заработка или чтобы развлечь людей — мы выходим на сцену, неся за собой позицию. Поэтому каждый артист должен сейчас осознанно относиться к любому своему публичному действию», — говорит певица Руслана. Однако все же скорее этический вопрос персонального выбора каждого артиста выносится в общенациональную законодательную плоскость. Проголосуют ли за это депутаты, покажет только время.