realist
Вещи из прошлого: интервью с владелицей винтажной лавки
Фото: Вера Голубева
В старом доме на Костельной есть дверь в другую эпоху. Платья на любой вкус – золотые 1920-е и «плечистые» 1980-е, юбки-солнца, сумки-конверты, броши с самоцветами и другие модные штучки из далекого прошлого ожидают встречи с новыми хозяевами.

Владелица винтажной лавки «Антресоль» Евгения Таранова рассказала Realist'у, почему винтаж становится мировым трендом и хотят ли украинцы ему соответствовать.
Фото: Ирина Глик
— Евгения, как получилось, что поиск старинных вещей стал Вашей профессией?

— По образованию я лингвист, пять лет работала на дипломатической службе. Строгость, костюмы, каблуки – все максимально далекое от винтажа. Но после декрета мне было трудно найти работу. К моей квалификации не было никаких вопросов, но мне заранее ставили в вину, что буду часто отпрашиваться, если ребенок заболеет. И тогда я стала задумываться о собственном деле. Постепенно и пришла к мысли о винтаже – я ведь с самого детства обожала волшебные старинные разнообразности в бабушкином сундуке. Я начала искать, есть ли в Киеве винтажные магазины, и обнаружила, что ниша практически не заполнена. Функционировало только два магазина с платьями. Я же решила сделать упор на интерьер и аксессуары – так появилась винтажная лавка «Антресоль».

— Что такое винтаж и как неспециалисту отличить его от антиквариата?

— Винтаж – это возраст. Винтажными называют вещи, которые были созданы не позднее начала 1990-х годов. Одежда, аксессуары, интерьерные мелочи. Они непременно отражают стиль эпохи. Любой человек может посмотреть на них и сказать: «О! Это было на маминых фотографиях в 1970-х» или «Такое платье я видела в черно-белом кино 1940-х». Винтаж сегодня – это уникальность, штучный товар. Это не может быть масс-маркет, то есть вещь, которая тиражируется миллионами экземпляров и есть у каждого второго.
Все, что старше 100 лет, уже считается антиквариатом, требующим особо тщательного ухода и хранения.
Фото: Вера Голубева
— Какие вещи «с историей» пользуются наибольшей популярностью у украинских модниц?

— Девушки, конечно, приходят к нам за платьями, потому как именно платье – это основа образа. Платье легко обыграть с кроссовками, кедами или с рюкзаками и джинсовыми куртками. В холодные месяцы востребованы плотные теплые юбки из шерсти и кашемира. Их практически невозможно найти в магазинах, а если найдешь, то по таким ценам, что это не каждая может себе позволить. А у нас цены лояльные. Бывает, что девушки сами не осознают свой образ, пока не примерят винтажные платья. Потом смотрятся в зеркало с бесконечным удивлением: «Я никогда не ассоциировала себя с той эпохой!». А платья говорят о другом. Это очень интересный процесс.

— Как предметы старины попадают на полки в Вашем магазине?

— Путей есть очень много. Барахолки, интернет-аукционы, блошиные рынки, комиссионные. Там можно найти уникальные штуковины в очень хорошем состоянии или одежду, которую ранее никогда не носили. Бывает, людям в наследство остается квартира, набитая старыми вещами, с которыми непонятно, что делать, а выбросить рука не поднимается. Элегантные пожилые дамы распродают свои коллекции 1950-х-1960-х годов. Девушки приносят свои наряды, которые они слишком часто надевали на ретро-вечеринки, или же те, которые не подошли.
Фото: Вера Голубева
Вы часто привозите винтаж из Европы?

— У нас разнообразный ассортимент. Коллеги, с которыми мы на связи онлайн, покупают для нашего магазина одежду в Германии, Франции и странах Балтии. Я сама в поездках обязательно посвящаю время поиску интересных изделий. Особенно люблю Францию, там очень изящный винтаж, невозможно сравнить с тем, что продается у нас.

Интересен ли покупателям украинский винтаж эпохи СССР?

— Советский винтаж есть, но его мало. В послевоенное время жизнь была очень трудной, и у людей было много иных забот, нежели спасать женские блузки. К сожалению, такова реальность. Платья советские модницы шили себе сами. Есть красивые экземпляры, но современным девушкам с ними сложно, так как каждое такое платье пошито с учетом особенностей фигуры первой владелицы. Зато нам из той эпохи достались в наследство стильные сумки хорошего качества. Одесская и Черновицкая кожгалантерейные фабрики производили очень интересные сумки. И некоторые броши 1950-х-1960-х годов также заслуживают внимания.
Фото: Евгения Таранова
Женское белье из СССР остается пикантной темой даже сейчас. К Вам попадали интересные экземпляры?

— Как правило, это уникальные вещи, которые хозяйки не надевали ни разу. Однажды к нам в магазин девушка принесли нежнейший, розового цвета пояс для чулок с подтяжечками. Также приносили пошитое бра начала 1950-х годов, совершенно новое, завернутое в папиросную бумагу. Оно пролежало в шкафу не менее 50 лет. В советское время была такая привычка откладывать лучшие вещи на потом — «на праздник» или «на поход к врачу».

— По какому принципу Вы подбираете ассортимент для своего магазина?

— Уже есть определенный опыт — что людям нравится, что не нравится. Порой, берешь в руки вещь и понимаешь, что лично тебе она по сердцу, но ее не возьмут. Здесь очень важна интуиция, винтажное чутье. Но бывает по-разному. Иногда думаешь, что вещь могут не взять, пусть просто полежит, а за ней очередь выстраивается. Или наоборот – предполагаешь, что вещица уйдет с лету, а она месяцами томится, пока придет покупатель, «обнимет» ее и заберет домой.

— Почему винтажный тренд так быстро набирает популярность во многих странах?

— Во-первых, это красиво. Во-вторых, это штучный товар, и покупатель может быть уверен, что на вечеринке он или она не столкнется с гостями в таком же наряде. В-третьих, это финансово выгодно. За ту сумму, которую придется выложить за одни хорошие джинсы в торговом центре, в винтажной лавке можно одеться полностью и получить яркий завершенный образ. Еще одна важная вещь, которая отличает винтаж, — это разумное потребление.
Фото (слева направо): Евгения Таранова, Василий Максимов, Евгения Таранова
— То есть люди больше не стремятся обновлять гардероб каждый сезон?

— Конечно, но помимо экономии это еще и забота об окружающей среде. Мы не поощряем постоянное производство и перепроизводство. Вещи должны циркулировать – у нас это называется «круговорот винтажных вещей в природе».

— Существует ли интерес к винтажной одежде среди украинских знаменитостей?

— У меня было несколько клиенток, которые работают на телевидении. Украшения часто берут. В целом в Украине еще нет глобального понимания, что такое винтаж. Срабатывает ассоциация с «ношеной одеждой», и публичные люди не спешат говорить, что на них винтаж, потому что это все еще не комильфо. Однако сегодня винтаж – это уже мировой тренд. Джулия Робертс не постеснялась выйти и получить премию «Оскар» в винтажном вечернем платье. Уверена, и до нас дойдет очередь. Я знаю, что певица Джамала очень ценит винтаж. На одном из винтажных маркетов она распродавала часть своей коллекции. Это были чудесные платья.

— Как Вы считаете, сможет ли винтаж из нишевой отрасли превратиться в большой бизнес?

— Не думаю, что в Украине винтаж сможет стать мейнстримом. Даже в Европе, где винтаж очень популярен, у брендов массового производства чересчур агрессивная реклама, со всех сторон транслируется послание «Покупай больше!» К тому же, процент украинцев, готовых одеваться исключительно в винтажную одежду, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, достаточно невелик. Но у нас и нет цели конкурировать с масс-маркетом. Нам нужно, чтобы наша ниша расширялась. И это уже происходит.

— То есть винтажная жизнь в Киеве активно развивается?

— Конечно. С 2014 года я и мои коллеги из «Винтаж Экипаж» девять раз провели мероприятие Very Vintage Market, где собрали все винтажные магазины города. В начале декабря в Киеве прошла ярмарка винтажных украшений и антиквариата «Artichoke Vintage Market». Там люди покупали подарки к Новому году. Кое-что из интересных старинных вещей можно найти на киевской барахолке «Кураж Базар». Люди приходят, им нравится, им интересно.
Фото: Евгения Таранова
Насколько привлекателен винтаж для мужской аудитории?

У нас в магазине есть подтяжки, галстуки, пиджаки, кое-что из джемперов, пара брюк. Винтаж – это тренд, который только набирает обороты в нашей стране, и пока мужчины медленно к нему идут. Но уже проявляют интерес. В особенности это касается тематических вечеринок и больших костюмных мероприятий вроде «Ретро-Круиза», которые проходят ежегодно. За месяц мужчины звонят нам и говорят, мол, оденьте меня, хочу выглядеть как лондонский денди. Мы заранее начинаем подыскивать определенный ассортимент для мужчин и женщин, детально продумываем образы от туфель до прически. Моя коллега Ника как раз занимается ретро-укладками. Иногда мы наряжаемся сами и ходим на «Ретро-Круиз» как гости.

У Вас есть какая-нибудь особенная винтажная вещь, которую Вы храните как талисман?

— У меня есть очень красивая пудреница из плотного картона, сделанная в Париже в 1930-е-1940-е годы. Она принадлежала сестре моей прабабушки – элегантной красавице в жемчугах, которая умерла совсем молодой. Эта пудреница участвовала во многих винтажных фотосессиях. Мне неоднократно предлагали за нее деньги, но эта вещь не продается. Я храню там свои кольца. Это самая первая винтажная вещь, которая у меня появилась, и я осознала, что держу в руках кусочек истории. Теперь я каждый день занимаюсь охотой на винтаж. Работа мечты? Да, думаю, это именно она.

Беседовала Светлана Левитас
Made on
Tilda