Умер Анджей Вайда
LifeStyle

Умер Анджей Вайда

10 октября 2016 | 13:19

Творчество Вайды во многом было посвящено трагической истории Польши.

Он мог стать военным, как и его отец. Но, к счастью для польского и мирового кинематографа, его не приняли в военную академию в 1939 году. Когда война закончилась, Вайда поступил в Академию изобразительных искусств в Кракове на курс живописи, однако уже через три года перешел в киношколу города Лодзь.

Первый фильм режиссера «Поколение» (1954) — героико-романтическая история о жизни молодых поляков в оккупированной нацистами Варшаве. В 1957 году Вайда получает мировое признание — его фильм «Канал» о варшавском восстании 1944 года был отмечен специальным призом Каннского кинофестиваля.

В конце 70-х в Брюсселе, Белграде и Картахене польского режиссера чествуют за фильм «Человек из мрамора» (1976). Вайда рассказывает о неприятии в польском обществе коммунистических идей. А в 1981 году в Каннах его награждают «Золотой пальмовой ветвью» за фильм «Человек из железа» о молодом лидере независимого профсоюзного польского движения «Солидарность» Лехе Валенсе. Анджей Вайда был одним из первых режиссеров из стран социалистического лагеря, в фильмах которого жестко критиковался режим того времени. Поэтому он долгое время был вынужден жить и снимать кино в эмиграции во Франции.

После падения Берлинской стены режиссер возвращается на родину и даже успевает поучаствовать в политической жизни посткоммунистической Польши. Вайду избирают в парламент и назначают руководителем Национального театра.

В своем творчестве Анджей Вайда возвращается к теме Второй мировой войны. При этом он уже использует материалы, засекреченные в коммунистической Польше. Выходит фильм «Корчак» (1990) о поляке еврейского происхождения, детском писателе и враче Януше Корчаке, который отказался бросать еврейских сирот и погиб вместе с ними в концлагере Треблинка.

Лента «Катынь» (2007) частично повествует об истории отца режиссера. Якуб Вайда был одним из 22,5 тыс. польских офицеров, убиты в Катыни в застенках НКВД в 1940 году. Этот фильм, называемый Вайдой «самым трудным фильмом» своей жизни, был номинирован на Оскар.

Кроме «Катыни», еще три картины Вайды — «Земля обетованная», «Барышни из Вилько» и «Человек из железа» — номинировались на премию Американской академии киноискусства в категории «Лучший иностранный фильм». В 2000 году Вайда получил почетный «Оскар» за вклад в развитие мирового кинематографа.

Последней работой Вайды стал фильм «Последовательный образ». Ожидается, что кино о жизни художника авангардиста Владислава Стржеминского во времена послевоенной Польши страна снова номинирует на Оскар как лучший зарубежный фильм.

Помимо кинематографа, режиссер прославился и на театральном поприще: он поставил современные версии «Гамлета», «Бесов», «Преступления и наказания».

Однажды Анджей Вайда сказал: «Бог дал режиссеру два глаза — один, чтобы смотреть в камеру, другой — чтобы внимательно следить за тем, что происходит вокруг».