Тайная комната художника Ляпина
Современная живопись

Тайная комната художника Ляпина

23 сентября 2018 | 14:00

Контрастные яркие краски — без полутонов. Полотна населены фантасмагорическими существами и вполне реальным, хоть и диковинным, зверьем. Сюжеты просты и логичны: вот — взлетает ракета, дивная, чудная и на ракету не похожая, а вот — карпатские чугайстры подрались за добычу-русалку. Картины Александра Ляпина притягивают, как магнит, и прочно врезаются в память. Такие впечатления вынесла корреспондент Realist'a с открывшейся 21 сентября в галерее «Майстерня» выставки «Комната, которой нет».

О творческих мотивах, сюжетах и концепции

«А концепции тут никакой и быть не может — откуда она в наивном искусстве? — удивляется мастер. — Все эти образы рождаются из физических ощущений либо из переживаний, снов — и сами себя трансформируют в такие вот визуальные истории. Просто выдавливаешь на холст несколько цветов из разных тюбиков — и идешь за ними, туда, куда они тебя ведут. Это — принцип сингулярного искусства, искусства аутсайдеров».

Фотограф, искусствовед и художник Александр Ляпин

Никаких сюжетов художник заранее не продумывает. Есть у него заветный блокнот: он делает в нем наброски, когда едет, к примеру, в троллейбусе. Нередко «транспортные» зарисовки перерастают в живописные полотна.

Из фотохудожников — в живописцы

Рисунком и живописью Александр занимался с детства. Отец подарил мальчику краски и альбом для рисования, и в восьмилетнем возрасте его отдали в художественную школу. Буквально через полгода случилось несчастье: прямо во время урока, в классе, умер учитель… Дети пережили серьезную психотравму.

50 лет понадобилось Ляпину для того, чтобы вернуться к любимому делу.

За эти десятилетия мастер стал одним из ведущих и наиболее востребованных украинских фотографов: в послужном списке — многочисленные выставки и победы в международных конкурсах, тысячи статей о фотографии, фотоальбом о Киеве «Дырки», преподавание фотографии по собственной методике. Ляпин был главредом сайта Foto.ua, сейчас руководит фотослужбой агентства «Укринформ».

А снимать, по его рассказам, начал тоже с пеленок. Заряженный пленкой фотоапарат «Смена» отец подарил малышу в двухлетнем возрасте. Мальчик пытался сфотографировать колхозного сторожа — а тот выстрелил в него солью из берданки! К счастью, подслеповатый старик промахнулся…

Поначалу известный фотограф и искусствовед Александр Ляпин не предполагал, что его живопись сможет заинтересовать зрителя. Он их почти никому не показывал. На протяжении пяти с лишним лет картины можно было увидеть только в стенах мастерской. Ляпин дарил их друзьям, коллегам, продавал коллекционерам современного искусства. Мысль об организации серьезной выставки в столичной галерее не приходила ему в голову. Нынешняя выставка — уже вторая за последние полгода.

Политика, социология и отражение эпохи

«Жил бы Ляпин в Барселоне в 20-е годы прошлого века — точно стал бы Бунюэлем или Сальвадором Дали. В работах художников того поколения отражены абсурдистская красота меняющегося мира и драматичные переживания европейцев в период между двумя войнами. Сцены сражений в работах Ляпина, его абсурдные „солдатики“ — вещи того же порядка», — говорит художник и искусствовед Дмитрий Корсунь. Они - давние друзья с Александром, были одногруппниками на истфаке Киевского пединститута еще в 1970-х.

Александр Ляпин и искусствовед Дмитрий Корсунь (справа)

Ляпин, по словам Корсуня — художник-социолог. Долгое время он занимался «газетами и политикой» (10 лет, к примеру, был главредом газеты «Вечерние Вести»). Теперь у него есть возможность выразить свои ироничные, порой горькие, наблюдения и мысли об окружающей действительности на холсте или куске картона. Для развития творческого потенциала — «разгона» и «набора высоты» — Ляпину-художнику понадобится еще лет пять. Со временем он станет делать большие холсты, писать программные произведения — в общем, усиливать свою творческую экспансию.

Юрий Каплун, известный киевский коллекционер, пришел изучить работы Ляпина

Тайные коды и смыслы городского наива

О сюжетах картин уже вскользь упоминалось: просты, наивны и наглядны — как заведено у адептов сингулярного искусства. Простота эта, конечно, кажущаяся: в работах Ляпина есть скрытый, «зашифрованный» подтекст. Каждый видит в них свои коды и символы. Меня, например, «зацепили» чугайстры — лесные люди, персонажи карпатской мифологии, как сообщает Википедия. А может, инопланетяне. Что интересно, автор начал вводить их в сюжеты своих фоторабот еще до «живописного» периода в творчестве.

«У меня скопилось много фотографий, которые по выставкам ходили… Думаю: что с ними делать? Пропадут ведь, — рассказывает Александр. — И я придумал, что буду человеком-фотоаппаратом — механическим либо электронным: они не все ведь видят. Человеческий глаз видит больше, потому что при этом подключаются чувства. Я чувствую вот эти нематериальные штуковины из параллельных миров. Их я и стал изображать на фотографиях».

В Киеве автор не рисковал выставлять свои «странные» фото — зато победил с ними в нескольких международных конкурсах. Потом были успешные выставки на периферии: в Сумах, Хмельницком. Работы с «дополненной реальностью» раскупали иностранные коллекционеры — пять-шесть десятков таких фото «ушли» на Запад.

Теперь — мы уже знаем — чугайстры поселились на красочных полотнах, где мирно уживаются с животными: собаками и волками, зайцами, тиграми, слонами и медведями. Звери — полноправные герои и участники событий.

В некоторых работах отчетливо слышны тревожные отзвуки витающей в воздухе военной угрозы: на заднем плане картин изображены танки, самолеты…

«Я – типичный представитель городского наива, - заявляет автор. – От сельского он отличается грузом образования, интеллектуальной деятельности, знаний. Наряду с абсолютным непониманием законов живописи, художественного мышления и изложения».

Такого "городского наива" посетитель выставки не ожидал

Александр Ляпин никогда не пишет с натуры — лишь фиксирует красками образы, которые рождаются у него в мастерской — в той самой Комнате, которой нет. Именно там он слышит «шепот подсознания». Вот, собственно, и вся концепция.


Фото: Наталья Сёмочкина