В рамках «Киевской недели критики» прошел показ драмы «Роковое искушение» от режиссера Софии Копполы. Realist посмотрел фильм и делится впечатлениями от ленты с Кидман, Данст и Фаррелом, которую хвалили и критиковали феминистки.
Что нужно знать о фильме
«Роковое искушение» — драма Софии Копполы, которая получила премию за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.
Фильм стал переосмыслением старой ленты под названием «Обманутый» 70-х годов в режиссуре Дона Сигела, главную роль в которой сыграл Клинт Иствуд. Сигел практически с первых минут намекал на фатальный финал военной истории. А вот Коппола изящно добавила в кино интригу и смогла расположить зрителя к главным героям.
Стоит отметить, что фундаментом для этих лент стал роман писателя Томаса Куллинана.
Сюжет
Действие картины происходит в 1864 году в Виргинии, США. Марта Фарнсворт (Николь Кидман) руководит пансионом для девушек. В просторном доме, кроме нее, осталась учительница Эдвина Морроу (Кирстен Данст) и пять учениц разного возраста.
Однажды Эмма — одна из младших учениц — идет в лес, чтобы собрать грибы. Там она случайно находит раненого военного, который представляется ей как капрал Джон Макбёрни (Колин Фаррелл). Девочке становится жаль его, она помогает капралу дойти до пансиона.
Так на порог дома ступает мужчина, которого женщины никогда и ни за что не пустили бы к себе. Капрал теряет сознание от боли, поэтому жительницы пансиона переносят его в дом и принимают решение оставить Джона, пока он не поправится.
Что происходит, когда в доме, где живут семь женщин, появляется мужчина?
Ответ на этот вопрос довольно гневно комментировали феминистки после просмотра ленты, утверждая, что вселенная женщин не крутится вокруг особ мужского пола. Но Коппола хотела показать совсем не это.
Акцент в фильме сделан на женских героинях, в то время как персонаж Колина Фаррелла становится лишь обстоятельством, провоцирующим их раскрыть себя.
Идет томительный период войны. Никто не знает, сколько она еще продлится. Отдельной жизнью существует большой дом, обитательницы которого изо дня в день видят лишь друг друга. Внезапно рядом с ними появляется солдат — незнакомец, их враг.
Девушки начинают носить аксессуары, надевать парадные платья. Они заняты все теми же повседневными делами, однако атмосфера в пансионате ощутимо меняется, хотя капрал заперт в одной из комнат.
К нему могут входить лишь мисс Марта, которая устанавливает порядки в доме, и Эдвина — они ухаживают за раной капрала, помогая ему прийти в себя. Обе женщины, находясь в компании Джона, сближаются с ним. Каждая по-своему.
Мисс Марта делится с капралом своими мыслями. Но даже беседуя с ним, женщина указывает на то, что в этом доме доминирует и принимает решения она. А Эдвина поддается очарованию Джона, рассказывает ему о своих истинных мечтах.
Внимания капрала жаждет еще одна обитательница дома, чье желание быть выделенной среди других становится роковым.
Моменты
В фильме «Роковое искушение» много красивых деталей.
Это старинный особняк с большими колоннами. Это свет, спадающий на землю сквозь ветви деревьев. Это стол со свечами, утонченная гарнитура и расшитая узорами тюль. Это платья главных героинь, их заплетенные волосы. Это сад, в котором растут розы в разгар войны.
В подобных деталях можно узнать особенный стиль Софии Копполы, для которой важна среда, окружающая героев ее картин.
Актеры
В роли владелицы пансиона Николь Кидман просто великолепна. Ее героиня принимает решения, которые касаются жизни и смерти, проявляя мужество и стойкость. Из игры актрисы зритель замечает, что эта волевая женщина чувствует силу благодаря тому, что на нее ложится ответственность за других людей. При этом Кидман добавляет своему персонажу мягкости, несмотря на ее манеру держать все под контролем.
Кирстен Данст же наоборот — отображает покладистость и послушание. В ее глазах читается отрешенность, кроме тех моментов, когда она наблюдает за капралом. Актриса уже не в первый раз снимается в фильмах Копполы («Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта») и, похоже, отлично уживается с ней на съемочной площадке.
Есть еще одна артистка, появляющаяся в кадре довольно часто. Это Эль Фэннин, для которой Коппола приготовила роль юной девушки, намеренной добиться внимания единственного мужчины в доме. Она вызывает у зрителя раздражение, довольно быстро переходящее в ненависть, что, конечно, говорит об удачной работе актрисы.
И, наконец, Колин Фаррелл, уступивший главенство женщинам, демонстрирует обаяние и хорошие манеры, которым поддаются не только персонажи картины, но и сам зритель.
Что видели на экране
Судя по отзывам зрителей-мужчин, не все смогли уловить настроение картины. Кому-то стало интересно только во второй половине фильма, кого-то удивило поведение героинь еще в самом начале.
Возможно, именно такая реакция делает «Роковое искушение» очень феминистической лентой. Моменты, которые кажутся очевидными женщинам в силу своего опыта, сложно заметить мужчинам. И это значит, что иногда деталям и обстоятельствам стоит уделять больше внимания, чем кульминации истории.