Множество религиозных праздников и сопровождающих их обрядов мы воспринимаем как традиционные. Ведь они бытовали и развивались в Украине, как некоторые считают, еще с введения христианства. Но на самом деле многие из этих праздников и традиций еще более давние! Дело в том, что, популяризируя религию на языческие земли, христиане пытались изобразить ее как можно более привлекательной для местного населения. Поэтому, как отмечают исследователи из ресурса "Твоя подпольная гуманитарка", проповедники часто брали уже существующие языческие праздники и адаптировали их к религиозному канону. Они внедряли новые символы и придавали старым другое значение. Так новое верование встречало меньшее сопротивление среди местных.
Итак, в традициях празднования каких зимних праздников существуют как языческие, так и христианские мотивы, выяснял Realist.online.
Читайте также: Скромненько, но со вкусом: почти 100 идей новогодних подарков до 300 гривен
13 декабря – святого Андрея Первозванного
Хотя название праздника христианское, но традиции в этот день точно такими не назовешь. Дело в том, что на Андрея обычно пытаются предсказать будущее, пробуют колдовать и проводят ритуальное кусание калиты.
Гадают в этот день незамужние девушки, чтобы узнать свою судьбу: вступят ли они в брак в этом году, повезет ли им с мужем и тому подобное. Также важной частью вечернего празднования является игра в Калиту. Калитой называли сладкую медовую лепешку, украшенную сверху сухими вишнями или изюмом. Игра включала в себя серию забав, в которых участвовали девочки и мальчики, чтобы в конце в вознаграждения отведать калиту.
19 декабря – Святого Николая
По христианской традиции Святой Николай - покровитель всех, кто нуждается в поддержке, он щедро одаривает детей и взрослых. Но этот праздник не просто так был назначен на этот день. Дело в том, что 19-21 декабря – канун Зимнего Солнцестояния, в славянских верованиях было одним из величайших праздников календарного цикла. День, когда бог Велес завершал свое шествие по трем мирам Нави, Яви и Прави, и передавал власть Божичу Коляде - новому Солнцу. С 21 декабря день увеличивался и шел последний отсчет к Новолетию – новому лету – Весеннему Ровноводству 22 марта.
Бог Велес в древних верованиях – одни из главных богов, бог зверей, мудрости, знаний, справедливости и щедрости. И именно в дни, когда он передавал свое правление Божичу Коляде, Велес приносил людям щедрые подарки. Одной из ипостасей Велеса был Мороз – это образ властителя леса и животных.
После прихода христианства эти традиции чествования Велеса невозможно было искоренить. Поэтому 19 декабря был установлен праздник Святого Николая, также получившего "работу" - раздавать подарки. А уже со временем, во времена СССР, когда якобы "победили в борьбе с религией", власти "вернули" Деда Мороза на новогодние праздники, но в искаженном виде, а для мифологизации было придумано много сказок, отсняты мультфильмы и киноленты.
1 января – Новый год
Празднование прихода нового года постепенно менялось с течением времени. В первую очередь изменения претерпевала дата.
Для старых славян год начинался весной. Это, кстати, объясняет известную нам по сей день традицию засева, а также то, почему в знакомой всем щедровке мы споем: "... прилетіла ластівочка". Зимой она-то далеко в теплых краях.
Праздновать приход нового года весной имело смысл. Ведь именно в это время пробуждается природа и начинается новый сезон для земледельца. Зима же ассоциировалась со временем тьмы и смерти.
После прихода христианства на земли Киевской Руси и введения юлианского календаря датой начала нового года было четко установлено 1 марта. Это подтверждают и названия месяцев в Римской империи: September (с латинского - "седьмой"), October ("восьмой"), November ("девятый"), December ("десятый").
Кроме начала Нового года, 1 марта чествовали великомученицу Евдокию (или, как в народе говорили, Явдоху). Пышных традиций, если не считать призыва урожая и благополучия на год, в этот день не было. Сейчас мы знаем день Евдокии как праздник весны и птиц.
1 марта оставалось датой начала нового года до XV века, а затем Киевская митрополия сменила ее на 1 сентября, ведь такое решение приняла Византия. Опять же, праздник не назывался Новый год - это был день Преподобного Симеона Столбника (по-народному Семена). Особых массовых торжеств в течении суток не происходило.
Часть Украины, принадлежавшая католической Речи Посполитой, уже в XV веке считала начало нового года с 1 января.
Большинство же украинских земель перешли к этой дате уже при московской оккупации, когда 1 января начало года установил Петр I. Это произошло в 1700 году. Он также ввел обязательные традиции празднования, позаимствовав их у Европы. Речь идет и о знакомом нам украшении елки, и о новогодних поздравлениях, и о фейерверках.
Правда, календарь на григорианский в Московии тогда не изменили, поэтому дата все равно отличалась от европейской. Новый стиль на наших землях появился только с 1918 года при Украинской Народной Республике. Но население не захотело отказываться от празднования Нового года между Рождеством и Крещением. Так и закрепились два Новых года: 1 и 14 января (по григорианскому и юлианскому календарю соответственно).
6 января – Святой вечер (вечер перед Рождеством Христовым)
По христианской традиции, весь день до Сочельника не едят. Разве что маленьким детям, которым тяжело терпеть, могут позволить немного поесть в обед. Вся семья садится за торжественно накрытый стол только тогда, когда на небе появится первая звезда. Она символизирует рождение Иисуса Христа.
На стол подают 12 постных блюд, символизирующих апостолов. Традиционно меню составляли: кутья из толченой пшеницы, узвар, вареный горох, фасоль, жареная капуста, рыба, гречневая каша с конопляным молоком, вареники, картофель, грибы, голубцы с пшеном и лепешки с маком.
По одной из версий, традиция с большим разнообразием пищи идет еще с дохристианских времен. Говорят, тогда готовили 12 или 13 блюд, что символизировали количество месяцев в году.
Раньше, пока хозяйка с помощью детей возилась с блюдами, хозяин обходил усадьбу: кормил и поил скот, убирал в хлеву, тщательно осматривал двор и дом.
Также в этот день ничего не должно было оставаться вне дома: то ли забытым, то ли взятым в долг. Также под крышей должна была собраться вся семья – никто не должен был бродить вдали от дома.
Перед ужином хозяин заносил в дом Дидуха - зажиночный или обжиночный сноп, который должен был по крайней мере отдаленно напоминать человека. Прежде всего, Дидух связан с культом урожая. Со временем он приобрел сакральное значение, поэтому и занимал почетное место рядом с образами. Сжигали Дидуха уже на Масленицу, по окончании зимы.
Считается, что нехристианские обряды, связанные с дидухом, раньше приходились на предпосевную весну или же на жатвенный цикл.
Сейчас вместо дидуха наши дома украшает елка, популяризированная именно благодаря христианству. Однако определенное священное значение хвойные имели и для древних народов. Еще тогда люди видели, что эти растения единственные зеленеют зимой. Поэтому хвойные были символом жизни в противоположность к времени холода и смерти.
Читайте также: Романтический гороскоп на 2022 год: в каком месяце Тигр подарит вам любовь
7 января – Рождество Христово (Коляда)
Именно в этот день отовсюду слышно приветствие: "Христос родился!", а в ответ звучит: "Славим его!" По церквям ставят спектакли - вертепы, а по домам (учитываясегодняшние реалии, преимущественно по квартирам) ходят колядники. Они воспевают рождение Иисуса Христа, а также желают благополучие и согласие в доме.
Предполагают, что колядки пели еще в дохристианские времена в честь бога солнца – Коляды. Его прославляли в день зимнего солнцеворота (солнцестояния), дата которого колеблется от 21 до 22 декабря.
На этот же день когда-то и установили дату рождения Иисуса Христа, ведь на самом деле, когда он родился, неизвестно. Со временем дата сбилась, так что день Рождества ни по григорианскому, ни по юлианскому календарю не является "правильным".
Но разве число так существенно?..
13 января – Щедрый вечер (праздник Маланки)
А третье название этого праздника – Щедрая Кутья, ведь блюда готовят уже не постные, как на Сочельник. На столе в день этого праздника обычно присутствовали: холодец, пироги, колбаса, жаркое, кутья – то есть преимущественно мясные, питательные блюда.
Хотя в этот день чтят пресвятую Меланию, традиции все еще сохранились дохристианские. Кстати, само народное название праздника - Маланки - никак не связано с религией. Просто имя Мелания восточным славянам очень напоминало их слово "маланка", что обозначало молнию. Но это никоим образом не связано с оригинальным греческим именем, что, между прочим, означает "черная".
В этот день традиционно одевались в костюмы разных мифических существ, а также водили "козу" (мальчика в вывернутом наизнанку кожухе).
Но все же основной частью празднования были щедровки. Хотя и название этой традиции действительно происходит от слова "щедрость", но на самом деле это поющие просят хозяев быть щедрыми к ним. Щедровщики (а точнее щедровщицы, потому что это были прежде всего девушки) желали добра и здоровья для хозяев и их семьи.
Кстати об одной из известных щедровок, в которой "прилетает ласточка" и "родились ягнята". Изначально щедровки пели в канун Новолетия - весеннего равноденствия 22 марта. Именно тогда день становился длиннее, чем ночь. Приходило новое лето, А 22 марта называли Великдень. Именно тогда прилетали ласточки, у овец был окот, а к началу весенних полевых работ все друг-другу желали щедрости от природы.
14 января – святого Василия (Новый год по старому стилю)
История Нового года была упомянута выше. Можно сказать, что Новый год 1 января объединил нас с остальным миром и стал веселым светским праздником. А 14 января сейчас больше ассоциируется с народными украинскими традициями на день святого Василия. Преимущественно это обряды, не связанные с христианством.
Главной такой традицией является засевание. Если щедровали в последний день старого года девушки, то засевали на следующий день только мальчики, к тому же, до 14 лет. Утром они засевали свой дом, а потом шли к соседям. Сыпали они рожь и пшеницу, которые символизировали плодородие, а также поздравляли всех с Новым годом и праздником Василия. Соседи же одаривали мальчиков так же, как до этого колядующих и щедрующих.
19 января - Богоявление (Крещение или Иордан)
Христианские традиции этого дня идут из истории о крещении Иисуса на реке Иордан. Отсюда и пошла традиция крещения детей в воде, а также название праздника – Богоявление. Наши предки в этот день крестили воду, а затем берегли ее, чтобы делать на ней лекарства, обмывать больных, вымывать сглаз и т.д.
В этот день верующие не ели до самого восхода вечерней звезды.
До христианства в эту дату (а точнее на 12-й день после Нового года Коляды) чествовали богиню рек Дану. День назывался Водосвятие. Воде придавали целебную силу молитвами или жертвенным огнем. Люди набирали как можно больше святой воды в дом, а девушки также верили, что благодаря милости Даны найдут хорошего мужчину.
15 февраля – Сретение Господне
Христианское объяснение праздника – встреча праведного старца Симеона с младенцем Иисусом Христом. Народное – встреча зимы с весной.
Как и на Крещение, в этот день святят воду, а также, так называемую, "громничную свечу". Ее затем зажигают во время грозы, чтобы уберечься от бед, которое может натворить молния.
На Сретение гадали на урожай и начинали красить писанки. Еще есть традиция, по которой ребята разжигали костер, а девушки пели первые веснянки.
На Сретении заканчиваются праздники зимнего цикла.
Читайте также: В Украине начали продавать елки: названа средняя стоимость