Лучшее артхаус кино: Realist советует
Realist советует

Лучшее артхаус кино: Realist советует

20 января 2018 | 11:00

На этих выходных редакция Realist’а советует лучшие артхаус фильмы. Если вы до сих пор не знаете, чем занять себя на выходных — запоминайте. Приятного просмотра!


Клык/Κυνόδοντας, 2009

Советует: Александр Литвин, заместитель главного редактора


Дом на окраине города. Мать, отец и трое уже взрослых детей. Отец — единственный, кто контактирует с внешним миром. Дети живут за высоким забором, верят, что самолеты, падая на газон, превращаются в 5-сантиметровые игрушки, считают, что «зомби» — желтый цветочек. Родители создали для них параллельную реальность, внушили, что за забором — жестокий мир, где коты убивают людей, а земля горит под ногами. Дети будут готовы покинуть дом только после того, как выпадет клык.

Рассказывать больше о самом фильме не стану. От себя хочется добавить, что хотя герои картины и кажутся каким-то кошмарным исключением из правил, на самом деле, этот фильм о нас всех. Дети — всегда заложники своих родителей. Совсем недавно встретил плачущего маленького мальчика на улице. Рядом не было взрослых, у него была истерика. Когда подошел к нему и спросил, где его родители, тут же из-за угла появилась женщина. Схватила мальчика за руку и со словами «вот видишь, дядя хотел тебя засунуть в сумку и украсть» утащила малыша. Эта женщина легко могла бы стать героиней фильма «Клык», которая всякими небылицами внушает сыну, что все и всё вокруг — опасность.

Где та тонкая грань, после которой заканчиваются обязанности родителей и начинаются права детей? Может ли ребенок в верующей семье отказаться ходить в храм? А если дремучие родители не верят в прививки, имеет ли право ребенок на вакцинацию? Можно ли обманывать детей? Посмотрев «Клык», нашел для себя ответы на все перечисленные вопросы.


Кроткая/Gentle Creature, A Une femme douce), 2017

Советует: Ольга Консевич, главный редактор


«Не, ну зачем так реалистично показывать? Не мог немного смягчить?» — слышу рядом комментарий субтильного парня, который поправляет очки, наклоняясь к своей подруге.

Наслушавшись и начитавшись других мнений, понимаю, что многие восприняли фильм документалиста и математика Сергея Лозницы как слишком четкое и резкое высказывание по поводу российской и постсоветской реальности. Потому хотела бы защитить художественность и разобрала картину на образы.

Тюрьма

Из реального тюремного города можно уехать в любой момент. Из внутренней тюрьмы — тогда, когда ты сам решишь разорвать цепь ограничений. Последнее самое сложное.

Безысходность и геометрия

Чем больше радиус круга, по которому ты будешь ходить, тем сильнее сила оправданий — «Повторяется, но жить же можно»; «А что было делать?»; «Не будет ли хуже?»

Сон

Многие зрители и кинокритики вспоминали основные образы-приемы Кафки. Да. А еще возможность сломать повествование и позлить зрителя, привыкшего к плавности и последовательности.

Ожидание

Жизнь можно условно разделить на два состояния — ожидание реальности и ожидание сна. Что происходит в реальности и во сне — оценить объективно невозможно. Но некоторым под силу зафиксировать свою версию. У Лозницы вышла отличная попытка.


Комната/The Room, 2003

Советует: Марина Нижник, редактор рубрики Будущее


Каждый год в мире снимают тысячи плохих фильмов. Их создатели отмывают деньги, удовлетворяют раздутое эго, выполняют государственные заказы или просто наживаются на всеядных зрителях, которым плевать на качество потребляемого контента и весь мир. Что же сделал Томми Вайсо? Он превзошел всех, создав квинтэссенцию плохого кино — «Гражданина Кейна» в зазеркалье. Достичь подобных вершин до него удавалось лишь Эдварду Вуду («План 9 из открытого космоса»).

Фильм «Комната» до того дурацкий и бездарный, что попытки осознать мотивы его героев, суть их диалогов или причины плохой актерской игры приведут вас в отчаянье. «Вот это история, Марк!» — надрывно хохочет косматый мужик в ответ на рассказ об избитой девушке. «Ты просто цыпленок, Марк, цып-цып-цып-цып», — кривляется он в разгар драки с другом. Это Томми Вайсо, режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. Человек, которого вы никогда не поймете, но наверняка полюбите.

Чтобы защититься от саморазрушения, психика зрителя включает защитный механизм, и он начинает смеяться. Об эффективности этой методики писала еще Леся Украинка: «Щоб не плакать, я сміялась». «Комната» — фильм-катарсис, которого не достичь путем духовных практик или с помощью психоактивных веществ.

Если вы все же захотите понять, почему «Комната» существует, посмотрите «Горе-творца» — биографическую ленту о Томми Вайсо, за роль которого Джеймс Франко получил «Золотой глобус». «Вот это история, Марк!» — закричите вы, осознав происходящее.


Пробуждение жизни/Waking Life, 2001

Советует: Алексей Шаповалов, редактор ленты новостей



Избавьтесь от страха и тревоги, и начнется рок-н-ролл (c)

«Пробуждение жизни» провоцирует зрителя с первых минут фильма самой стилистикой изображения — аниматор Боб Сабистон использовал технику ротоскопирования, отдельно раскрашивая каждый кадр. Из-за этого картина становится похожей на гротескный мультфильм, создатели которого слетели с катушек и решили ни в чем себя не ограничивать. Галлюцинации героя плавно перетекают в футуристичные пейзажи безымянных городов, а медитативные философские диалоги скрашиваются трансформацией реальности вокруг героев. Порой разговоры персонажей отходят на второй план, увлекая зрителя динамичной визуализацией мыслей участников и буйством красок происходящего вокруг. В будущем эту же технику режиссер использует для создания фильма «Помутнение» с Киану Ривзом.

Представь, что ты приходишь на эту планету с коробкой карандашей. От тебя зависит, как ты используешь цвета, которые у тебя есть (с)

Главный герой фильма Уайли Уиггинс путешествует в пространстве своего сна, встречая разнообразных людей, с которыми беседует о кино, литературе, квантовой физике, реинкарнации, философии, религии и искусстве. Перемещаясь в пространстве от одного сюрреалистичного собеседника к другому, он постепенно убеждается в нереальности происходящего. Пытаясь проснуться, герой начинает управлять окружающей его реальностью, однако каждый раз обнаруживает себя в новом сне в окружении сюрреалистичных персонажей. В такие моменты фильм из философской притчи превращается в эстетическое пособие по осознанным сновидениям.

Беда, когда человек вдруг примется философствовать — это всегда пахнет белой горячкой (с)

Несмотря на кажущуюся запутанность и патетичность отдельных диалогов, фильм незаметно заставляет погружаться в каждый разговор и задумываться о вещах, которые в обыденной жизни проходят мимо нас. Порой количество отсылок, аллюзий, цитат и коннотаций столь велико, что фильм хочется поставить на паузу и переварить услышанное. Благодаря этому фильм можно пересматривать из года в год, каждый раз открывая для себя что-то новое. Однако «если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот» и не советуйте этот фильм неподготовленной публике — кому-то он может показаться слишком заумным.


Твоя рука в моей руке/Main dans la main, 2012

Советует: Анастасия Сохач, редактор рубрики Life


Для противников затянутого и немногословного арт-хаусного кино хочется посоветовать оживленную альтернативу. Французский фильм «Твоя рука в моей руке» — это история мужчины по имени Жоаким и женщины Элен, которые по стечению обстоятельств становятся зависимы друг от друга. Если один из них поднимает руку, второй повторяет это движение, если кто-то уходит, то помещение покидает и второй. Не в силах разорвать необъяснимую связь, они пытаются вернуться к привычной жизни.

Этот фильм наполнен нелепыми моментами, внезапными сменами ракурсов, странными диалогами. В ленте так много абсурда, что от этого она становится по-своему очаровательной и воздушной.

Сестра главного героя устраивает танцы дома, травмируя своего партнера; подруга главной героиня подглядывает за соседями, пытаясь понять их жизнь; Жоаким и Элен танцуют в школе балета — в этих сценах нет ничего особенного, но они сняты так, что оставляют в памяти приятное недоумение с отголосками французской речи.

Если бы этот фильм сняли в Голливуде, в нем бы не было логических пробелов. Но тогда смотреть его было бы уже не интересно.


Минобороны США готовится скорректировать свою ядерную доктрину
22 ноября 2024
УЗ запускает новый ежедневный поезд сообщением "Киев - Будапешт"
22 ноября 2024
В Пентагоне подтвердили использование россией экспериментальной баллистической ракеты
22 ноября 2024
Трамп выдвинул Пэм Бонди на должность генерального прокурора США
22 ноября 2024
Путин подтвердил удар по Днепру МБР "Орешник": как среагировали в ООН
22 ноября 2024
В Киев прибыл МИД Чехии: какова его цель
22 ноября 2024
Минфин США применило санкции в отношении российских банков и высокопоставленных должностных лиц Центробанка
22 ноября 2024
В ВСУ создали первую школу подготовки операторов беспилотных наземных роботизированных комплексов
21 ноября 2024