Фильм-победитель Каннского кинофестиваля «Квадрат» выходит на экраны украинских кинотеатров 21 сентября. Realist расскажет, почему каждому стоит посмотреть эту сатирическую комедию, снятую шведским режиссером Рубеном Эстлундом.
Сюжет ленты «Квадрат» знакомит зрителей с мужчиной по имени Кристиан — он куратор музея современного искусства. Накануне открытия важной выставки у него крадут телефон, бумажник и запонки, доставшиеся главному герою от дедушки. Кристиан выслеживает, где живет вор, берет с собой коллегу и мчит в бедный район Стокгольма. Там он оставляет объявления, гласящие вернуть ему украденное. В этот момент Кристиан даже не догадывается, какую цепочку странных событий повлечет за собой его импульсивный поступок.
На следующий день Кристиан возвращается в офис, где вместе со своей командой планирует запустить пиар-кампанию выставки. Она призывает людей быть внимательными и снисходительными друг к другу. Но это, как утверждают приглашенные консультанты, не сможет впечатлить ни СМИ, ни общество людей, ни привыкших ходить в музеи. Поэтому они придумывают ролик с просящим милостыню ребенком, который заканчивается совершенно неожиданным и возмутительным происшествием.
Фильм «Квадрат» показывает высокий уровень жизни в Швеции, холеных сотрудников культурной сферы, повышенный градус терпимости в скандинавском обществе. Все эти аспекты Рубен Эстлунд режиссировал с превосходным юмором, который не требует очевидных шуток, вылетающих из уст персонажей. Юмор кроется в абсурдности каждой ситуации, каждом действии и вообще принципе мышления главных героев.
В «Квадрате» довольно много ироничных эпизодов. О них шведы смогли достойно заговорить с помощью кинематографа, в котором нет томящих зрителя моментов. Это восхищение современным искусством, за которым на самом деле ничего не стоит. Это вопрос толерантности по отношению к тем, кто злоупотребляет ею. Это продвижение трендовых идей, которые граничат с абсурдом.
Один из героев картины приходит на совещание с маленьким ребенком, чье присутствие не смущает других работников. Они показывают свое толерантное отношение к семье. Довольно показательная ситуация для шведского общества, где родители делят между собой 480 дней декретного общества. Поэтому в Швеции мужчина, воспитывающий ребенка, — это вполне привычная картина.
На пресс-конференции с известным художником кто-то из зала выкрикивает бранные слова и оскорбления. Когда становится понятно, что это делает человек с синдромом Туретта, присутствующих призывают не обращать на это внимание. На мероприятии, как подчеркивает его ведущая, рады всем.
В выставочном зале насыпаны горы гравия. Надпись на стене гласит «у тебя ничего нет». Уборщик случайно задевает экспозицию, в музее в панике принимают решение восстановить ее по фотографии. Искусство, которое должно передавать много смыслов, на самом деле не несет за собой ничего.
В кафе бездомная просит купить ей сэндвич. Подгоняя Кристиана, она остается недовольна, что среди ингредиентов есть лук, а ведь женщина просила его убрать. Человек, выполняющий просьбу, может чувствовать себя некомфортно из-за того, что он сделал что-то не так.
Главный герой не находит никого, кто может помочь ему в огромном торговом центре. Он обращается к попрошайке, чтобы тот последил за его покупками, пока он отыщет своих детей. Единственный, кто может выручить, — человек, которого все привыкли игнорировать.
«Квадрат», по словам Педро Альмодовара, возглавлявшего жюри Каннского фестиваля в этом году, — это «остроумный рассказ о худшей диктатуре из всех возможных — диктатуре политкорректности». Смотреть на это на большом экране определенно стоит. Хотя бы ради того, чтобы осознать, как далеко могут зайти люди, окруженные правилами вполне себе толерантного общества.
К слову, «Квадрат» был выбран Швецией в качестве национального претендента на премию «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм. И, кажется, эта картина, как ни одна, достойна золотой статуэтки.
Напомним, ранее мы рассказывали, что фильм о войне на Донбассе выдвинули на «Оскар» от Литвы.