17 декабря Американская академия киноискусств объявила 9 номинантов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Украинский фильм «Донбасс» Сергея Лозницы в шорт-лист не вошел, а фаворитами комитета стали участники из Польши, Южной Кореи, Японии, Казахстана, Мексики, Колумбии, Ливана, Дании и Германии. Все отобранные картины очень сильны, и предсказать, кто получит заветную статуэтку, по-настоящему сложно.
«Холодная война» (Польша)
Режиссер: Павел Павликовский
Павликовский — один из главных фаворитов оскаровской гонки. Во-первых, ему уже знаком вкус большой победы: в 2016 году его драма «Ида» о мытарствах молодой послушницы получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Во-вторых, «Холодная война» принесла Павликовскому награду Каннского кинофестиваля за режиссуру, и была признана лучшим европейским фильмом 2018 года. В-третьих, черно-белая картина действительно завораживает своей красотой и эстетизмом, сохраняя интригу от начала и до финальных титров.
Герои «Холодной войны» — музыкант и певица, чьи отношения растягиваются во времени и усложняются противоборствующими политическими режимами коммунистической Польши и свободной Франции. При этом фильм показывает значительно больше, чем злоключения несчастных влюбленных: холодная война в нем перекидывается на отношения мужчины и женщины, и победителей в ней не будет.
«Пылающий» (Южная Корея)
Режиссер: Ли Чхан Дон
Несмотря на самобытность национального кино и множество наград на мировых кинофестивалях, Южная Корея до 2019 года не получала ни одной номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Разорвать череду неудач удалось Ли Чхан Дону — опытному режиссеру, который, ко всему прочему, до 2004 года занимал должность министра культуры и туризма.
Драматический триллер «Пылающий» является свободной экранизацией рассказа японского писателя Харуки Мураками «Сжечь сарай». Сюжет разворачивается вокруг увлеченного литературой юноши Чжонсу, влюбленного во взбалмошную подругу детства Хаэми. В путешествии в Африку девушка знакомиться с богатым наследником Беном — скучающим интеллектуалом, за напускным радушием которого скрывается темная личность. Когда Хаэми пропадает, Чжонсу начинает собственное расследование, погружающее его в пучину ревности и паранойи.
Главные достоинства писателя Мураками — поэтическое изображение обыденности и глубокий психологизм. Режиссеры часто теряли эти особенности в процессе экранизации его произведений, но Ли Чхан Дону удалось не только сохранить стиль Мураками, но сделать историю более глубокой и напряженной.
«Айка», (Казахстан)
Режиссер: Сергей Дворцевой
Сергей Дворцевой не в первый раз добивается успеха на международных кинофестивалях. Так, в 2008 году его комедия «Тюльпан» о жизни чабанов в казахской степи победила в конкурсной программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Спустя 10 лет он вернулся в Канны с драмой о жизни молодой нелегальной эмигрантки из Киргизии, и сыгравшая роль Айки Самал Еслямова получила приз как лучшая актриса в основной конкурсной программе.
Фильм повествует о бедной женщине, столкнувшейся с моральной дилеммой: нелегально работая в Москве, она беременеет, рожает и оставляет младенца в больнице. Но материнский инстинкт берет верх, и Айка пытается вернуть ребенка обратно.
Дворцевой задумал проект, наткнувшись на ужасающую статистику брошенных в роддомах детей. Его интересовало, что заставляет женщин, вышедших из семейноцентричной культуры Киргизии, отказаться от детей в чужой стране и доверить их судьбу воле случая.
На сайте Каннского кинофестиваля сказано, что «Айка» отличается от обычного игрового кино, и создавая его, Дворцевой вдохновлялся документалистикой — жанром, с которого началась его карьера. Реалистичности картине добавляют съемка ручной камерой, неотступное следование за героиней и крайне натуралистичные сцены быта.
«Магазинные воришки» (Япония)
Режиссер: Хирокадзу Корээда
Хирокадзу Корээда — признанный мастер тихой семейной драмы, но его свежий фильм «Магазинные воришки» наделал в мире много шума. Во-первых, на Каннском кинофестивале члены жюри единогласно выбрали его лучшим из лучших, наградив «Золотой пальмовой ветвью». Во-вторых, из-за неожиданного сюжетного поворота фильм вызвал неоднозначную реакцию в Японии, и многие раскритиковали его за нелицеприятное изображение японских социальных служб. Еще один любопытный факт — небывалый кассовый успех фильма. Он обошел голливудские блокбастеры и, при небольшом бюджете, собрал почти $ 56 млн. Издание The Hollywood Reporter назвало это «беспрецедентной производительностью для чистой артхаусной драмы».
История «Магазинных воришек» расскажет о финансово неблагополучной, но дружной семье, главным источником дохода которой является пенсия бабушки. Отец Осаму и сын Шота воруют в магазинах продукты — закуски, лапшу быстрого приготовления и чипсы. Возвращаясь домой после успешной мелкой кражи, они находят возле мусорных баков 6-летнюю девочку Юри, тело которой покрыто шрамами и синяками. Вопреки сложному материальному положению, семья решает приютить ребенка. После того, как о пропаже Юри объявляют по телевизору, в их жизнях начинаются серьезные проблемы.
«Рим», (Мексика)
Режиссер: Альфонсо Куарон
Самые известные и успешные фильмы Куарона — «И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гравитация» и «Дитя человеческое». «Рим» не похож ни на один из них, но получил больше всего наград и восторженных отзывов критиков. Так, ему досталось 65 призов от самых разных фестивалей и организаций, а самым престижным стал «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.
Заинтригованный всеобщим признанием зритель может ожидать от фильма необычного сюжета, глубокой философии или пронзительной драмы, но в «Риме» не происходит ничего кинематографичного. Он изображает обыкновенную жизнь простых людей, со всей ее абсурдностью, жестокостью, несправедливостью и тревогами.
Действие разворачивается в начале 1970-х в Мехико, где в районе La Roma (Рим) молодая девушка Клео работает служанкой в доме доктора Антонио и его жены Софии. Клео убирает, готовит еду, ухаживает за четырьмя хозяйскими детьми и ходит на свидания. Между повседневными заботами Клео мы видим, как Антонио уходит из Семьи, а София пытается скрыть происходящее от детей. Вскоре Клео беременеет, ее бойфренд сбегает, и ей приходится подстраиваться под новые жизненные обстоятельства.
Куарон сам написал для «Рима» сценарий, сам его поставил и снял. При этом фильм получился очень женским: полуторачасовая зарисовка правдиво показывает, с какими разочарованиями приходится сталкиваться женщинам, и как они справляются с трудностями. Как ни странно, вывод у зрителя напрашивается успокаивающий: все проходит, и это тоже пройдет.
«Капернаум» (Ливан)
Режиссер: Надин Лабаки
«Капернаум» — еще один фестивальный любимчик, боровшийся в Каннах за «Золотую пальмовую ветвь». Фильм рассказывает историю ливанского мальчика Зейна, который бежит от нерадивых родителей на улицу, выживает благодаря остроумию, заботится об эфиопской беженке Рахиль и ее маленьком сыне, а также ищет справедливости в зале суда, предъявив родителям иск за предоставление ему жизни.
«Капернаум» создавали с участием непрофессиональных актеров, чья биография очень похожа на жизнь их персонажей. Режиссер Надин Лабаки на съемках просила их спонтанно реагировать на прописанные сцены, используя собственные слова и жесты. Когда игра актеров отходила от сценария, Лабаки адаптировала его под героев.
Критики отмечают, что фильм, вопреки спонтанности, удивляет своей нежностью и поэтичностью. И хотя в основе злоключений героев лежит бесчеловечность общества, «Капернаум», в конечном счете, обнадеживает и вдохновляет.
«Работа без авторства», (Германия)
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннесмарк
У Доннерсмарка уже есть «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Его он получил в 2007 году за триллер об агентах штази «Жизнь других». 11 лет спустя режиссер снова предлагает Американской киноакадемии драму о разделенной Германии, но на сей раз героем становится художник, который через творчество пытается справиться с травмами детства, выпавшее на годы нацизма. По воле случая, он влюбляется в девушку, отцом которой является профессор, участвовавший в программе по исследованию евгеники в Третьем Рейхе.
Фильм Доннерсмарка основан на реальных событиях, а прототипом главного героя стал художник и скульптор Герхард Рихтер. Готовую картину режиссер назвал «историей любви, семейной драмой, биографией Германии в 20 веке и знакомством с современным искусством».
«Виновный», (Дания)
Режиссер: Густав Мёллер
О датском претенденте на «Оскар» известно мало: драматический триллер является режиссерским дебютом Густава Мёллера. Действие его разворачивается в течение одной ночи, когда диспетчер полиции Асгер Холм принимает звонок от похищенной женщины. Для спасения ее жизни он может использовать только телефон, который в умелых руках превращается в сильное оружие.
В обзоре американского издание Hollywood Reporter говорится, что главным преступником в фильме становится воображение зрителя, и хотя все повествование сосредоточено на одном человеке, криминальный триллер по напряженности и увлекательности ничем не уступает адреналиновым экшенам на схожую тематику.
«Перелетные птицы», (Колумбия)
Режиссеры: Кристина Гальего, Сиро Герра
Ранее Колумбия в оскаровской гонке, но «Перелетные птицы» уже заявили о себе и без заветной статуэтки. Лента открыла секцию Двухнедельник режиссеров на Каннском кинофестивале и заслужила высокие оценки критиков. Издание Variety пишет, что фильм о первых годах наркоторговли в Колумбии выгодно отличается от сериала «Наркос» на Netflix или фильма «Любить Пабло» с Хавьером Бардемом. «Перелетные птицы» называют ошеломляющей и удивительно правдивой историей, которая отражает развитие колумбийского наркобизнеса еще до Эскобара.
История охватывает период конца 60-х — начала 80-х годов, и разделена на пять частей: «Дикая трава», «Могилы», «Процветание», «Война» и «Лимбо». Ее герои — мужчины и женщины из клана Вайю, а самым сильным персонажем выступает матриарх Урсула Пушайна, местный аналог «Крестного отца». Она на все способна ради семьи и клана, и к концу фильма зрители увидят, насколько далеко она готова зайти.