REALIST | LIFE
Кино «Патерсон», как утро воскресенья
Дмитрий Чичкан
«Патерсон» – это мир символов, которые обретают значение, лишь будучи соединенными вместе. Джим Джармуш дает нам шанс на неделю окунуться в повседневность обычного водителя. Мы будто бы смотрим кино, но в то же время понимаем, что это наша нелепая жизнь. Нелепая работа, нелепое хобби, нелепая мечта. К тому же, «Патерсон» – это «Манчестер у моря» на минималках.
Как и персонаж Лонергана (режиссер фильма «Манчестер у моря» – прим. ред.), герой Джармуша переживает мучительные для себя мысли на фоне ежедневной рутины. И если у Лонергана это имеет трагический оттенок и смысл, то в работе Джармуша мы видим иронию и муки поиска. «Патерсон» – пример момента, когда мы погрязаем в зоне минимального комфорта. Неудовлетворение собой, тем не менее, не мешает продолжать привычное существование. И Патерсону не хватает лишь пинка, поворотного момента, роль которого здесь играет пес главного героя.
По сути, весь «Патерсон» – это уничтожение привычных манер жизни английским бульдогом, которого хотят стырить. В каждом сюжете должна быть ситуация, которая меняет привычный уклад, переводя его в новое русло. Здесь это не ситуация, а толстый пес. И он это делает весь фильм, что добавляет Патерсону хлопот, но и придает ему движение в его начинаниях. Вводит в его творчество те символы, которые он бы не получил, сидя дома каждый вечер.
Еще одним его «моторчиком» является жена. Гольшифте Фарахани обворожительна. Серьезно. Не перестаешь умиляться ее манерам, ее черно-белым шторам и кексам. Да и хочешь, чтобы она получила эту свою гитару «Арлекин Эстебан», правда, одновременно становится жалко работягу Патерсона. Персонаж Фарахани чертовски контрастирует с главным героем в исполнении Адама Драйвера.
Патерсон Драйвера – это диагноз Джармуша. Именно актерам такого калибра приходится становиться главными героями, чтобы их нормальным и адекватным взглядом зритель мог смотреть на мир режиссера. Драйвер, как и Фарахани, очаровывает. Он – это Патерсон. Другого поощрения актеру не нужно. Он не играет, он живет. Живет жизнью романтичного водителя автобуса. Он понятен, прост и прекрасен.
Что до эмоций, то фильм ощущается как утро воскресенья. Вроде как завтра на работу, но в то же время и выходной. Весь фильм нас что-то ожидает, но оно произойдет только после окончания, потому что так надо, и мы это понимаем.
Made on
Tilda