REALIST | LIFE
Торжество черного: как дизайнер Рэи Кавакубо пошла против фэшн-течения
Каким вы себе представляете деконструктивизм? Изломанные формы, черные кубы друг на друге, гордо именующиеся композицией, или громоздкие здания? А как на счет версии, что деконструктивизм – это ассимметричность кроя, косые швы, бесформенные или наоборот четкие линии и деформация ткани? Именно второй вариант описывает фирменные черты японского модельера и креативного директора модного Дома Comme des Garçons – Рэи Кавакубо.

Так давайте же разберемся, как поклоннице черного цвета и несуразных форм удалось стать одной из самых влиятельных персон в модной индустрии.

70-летнюю Рэи Кавакубо считают художником современности. Она же заявляет, что для нее мода – это не искусство, а философия. Гениальный дизайнер, которая никогда не умела шить, а все свои разработки показывала на пальцах, редко появляется в хрониках прессы и ведет закрытый образ жизни. В подростковом возрасте молодая девушка осознала, что вещи на прилавках магазинов совсем не совпадают с ее видением стильной одежды. Будучи похожей на среднестатистическую японку, Рэи решила отстранить себя от типичности и создавать вещи, в которых чувствуешь свою индивидуальностью. Получив образование, она устроилась работать в рекламный отдел текстильной компании Asahi Kasei, где начала тесно знакомиться с тканями и создавать первые образы. Проработав еще какое-то время стилистом, она решилась на разработку собственной марки одежды Comme des Garçons (фр. — как мальчишки).
Comme des Garçons как новый вид искусства
В современном мире мы настолько привыкли к минимализму и обилию черного цвета, что совсем не удивляемся, когда, например, бельгийский бренд Maison Martin Margiela в очередной раз представляет ассиметричные платья или угловатые пальто. Но еще в 1969-м это было настоящей революцией. Именно в этом году в Токио Рэи Кавакубо запустила собственный бренд Comme des Garçons, название которого взяла из популярной тогда песни. Многие пытались найти в этом скрытый смысл, присуждая ей эстетику маскулинности и мужской брутальности, но дизайнер была не согласна с такими трактовками.

Утвердившись на родине, Рэи переехала в Париж. Резкая критика и косые взгляды встречали девушку каждый раз, когда она представляла новую коллекцию. Казалось странным, что в десятилетие, когда женщинам разрешили носить аккуратные мини-юбки и лакированные сапоги, вдруг появляется некая японка в вещах гипертрофированной формы черного цвета, да еще и с необработанными краями. Ее «антимода» завораживала и пугала, чем и привлекла консервативную публику Франции.

Одной из самых узнаваемых коллекций модного Дома стала «горбатая», которая отличается обилием накладок, искажающих фигуру. Кавакубо удалось рассмотреть обычные вещи как отображение внутреннего мира человека, дополнив его авторскими чертами. За подобные образы ее часто называли феминисткой, хотя она никогда не имела к этому движению никакого отношения, заявляя, что все ее творения – это проявление самоощущения.

Трансформировать свои эмоции на одежду ей удавалось с помощью черного цвета. Модельер была готова посвящать ему целые линии и искать в нем новые грани. До 1990-х, из сезона в сезон, присутствовала только темная палитра. С появлением новых оттенков в коллекциях она сказала: «Новые цвета являются способом дополнительной экспрессии черного, демонстрации его различных сторон».

Образы Рэи не поддаются анализу, ведь она отказывается от перехода темы с одной линии в другую, и каждый раз неизменным остается только черный цвет. Уникальности каждой модели придает и то, что компания инвестирует в разработки текстиля с новыми свойствами, а также занимается поиском утраченных технологий. Примечательно, что ни одна марка сегодня не способна повторить текстуру и крой Comme des Garçons.

Кроме революций в одежде, модный Дом известен нетипичными линиями парфюмов. Японскому дизайнеру удалось создать ароматы из компонентов, сочетание которых не пришло бы в голову парфюмерам-классикам. Например, знаменитый Odeur 53 сочетает в себе кислород, металл, жженую резину, горячий асфальт, лак для ногтей, вулканический пепел, морскую воду и еще 46 парфюм-позиций.
Никакой рекламы, только знакомства

Comme des Garçons не владеет сотней фабрик и рабочих, поэтому часто прибегает к коллаборациям. Такой вид маркетинга выгоден не только с коммерческой, но и творческой стороны. За долгое существование бренд успел поработать как с демократичными марками вроде H&M, Nike, Levi's, Converse All Star, Coca-Cola и другими, так и с люксовыми модными Домами Louis Vuitton, Paco Rabanne, Hermès и Lacoste.
Безусловно, такие креативные вещи, как у Comme des Garçons, сложно представить популярными на массовом рынке. Они скорее впишутся в выставку предметов современного искусства, чем в повседневный образ. Понимая это, марка решила продвигать продукт через известные бренды, у которых и аудитория отзывчивая, и продажи высокие. Сегодня многие не против лаконичной пары обуви черного цвета от Nike и Comme des Garçons или футболки с логотипом в виде сердца с глазами (одну из самых успешных линий), разработанной в сотрудничестве с Филиппом Паговски.

Казалось бы, с таким объемом проектов легко потерять свое «я» и творческую искру, но эта история не о Кавакубо. Любое начинание – это философия и применение свежих идей, где каждый процесс – от обсуждения темы до выбора рекламных эскизов – находится под пристальным руководством дизайнера.

Comme des Garçons
Быть художником – значит быть новатором. А быть художником-философом – значит убедить остальных в своей революционности. Модельер Рэи Кавакубо доказала, что конструкции из тканей способны конкурировать со скульптурами, а для проявления разных идей нужен всего один цвет.
Фото: comme-des-garcons.com
Made on
Tilda