Новая картина Дени Вильнева может стать главным sci-fi-событием года масштаба «Интерстеллара» и «Гравитации»
На Землю невесть откуда заявились 12 гигантских инопланетных кораблей и зависли зловещими 500-метровыми черными раковинами над Америкой, Китаем, Россией, Испанией и другими странами. Чего хотят — непонятно. Висят себе и молчат. Казалось бы, знакомый сюжет («День независимости», ты?). Но «Прибытие» — не то, чем кажется поначалу.
Картина мастера саспенса и мистификации Дени Вильнева («Враг», «Сикарио») — на самом деле зашифровавшийся под sci-fi-триллер философский эпос о смысле жизни, любви и времени. А также — серьезное интеллектуальное кино, заодно претендующее на звание блокбастера. Такой себе артхаус с бюджетом в скромные, по голливудским меркам, $ 50 млн, красивейшими спецэффектами и небольшой толпой звезд мировой величины в главных ролях. Стоит добавить, что «Прибытие» в этом году было номинировано на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
Молодая лингвист Луиз Бэнкс (невероятно востребованная сейчас Эми Адамс) — немного аутичная ботанша, помешанная на своей работе. Она приходит в университет прочитать запланированную лекцию даже тогда, когда весь мир прилип к телевизорам и, уронив челюсть в пол, смотрит на НЛО в новостях. Однако из уютного академического мира науки Луиз выдергивает визит полковника Вебера (Форрест Витакер), который ставит девушку перед фактом: кроме нее, никто не сможет военным помочь найти общий язык с инопланетянами.
Луиз и миляга-физик Иэн (обаятельный Джереми Реннер) в срочном порядке пакуют шмотки и отправляются на армейском вертолете прямиком в лагерь, развернутый под зависшей в живописной долине инопланетной штуковиной. На парочке ученых — ответственная задача. Они должны выяснить у незваных гостей, с какой целью они явились на Землю — с мечом или миром.
Луиз и Иэна на специальном подъемнике доставляют в вертикальную шахту внутри внеземного объекта. Выясняется, что в ней действуют свои законы гравитации — здесь можно парить и бегать по стенам. Шахта заканчивается освещенным прозрачным экраном, за которым в белом тумане угадываются очертания огромных и многоногих внеземных существ. Обалдевшие от всего этого ученые нарекают новых товарищей гектоподами и дают им для удобства имена — МакКартни и Леннон.
Поскольку пришельцы не гуманоиды, и перевести их язык, похожий на гудение, не представляется возможным, Луиз общается с ними с помощью письменных знаков. Преодолев первый страх, лингвист с головой уходит в общение с загадочными существами. И внезапно обнаруживает, что те явились не забрать, а подарить. И что все гораздо сложнее, чем казалось — хотя сложно вообразить себе что-либо более сложное, чем пришествие инопланетян и первый в истории человечества контакт с внеземной цивилизацией.
Ситуация усугубляется тем, что не все на планете разделяют терпеливый исследовательский интерес американских ученых. Пакистан, Россия и Китай, где началась настоящая паника, вознамерились нанести по пришельцам превентивные ракетные удары. На всякий случай. Поэтому времени на выяснение подробностей у Луиз и Иэна — в обрез.
Зрителям, отправившимся в кино на «научную фантастику с голливудскими звездами», придется нелегко. Фильм Вильнева ставит в тупик и сбивает с толку. Структура картины настолько сложна и многослойна, а развитие сюжета столь неприхотливо (медитативно даже) и необычно, что понемногу забываешь, что это кино. С учетом атмосферно-нойзового саундтрека, изобретательного графического дизайна и завораживающей операторской работы, начинаешь думать, что находишься в середине арт-инсталляции, а не в кинозале.
«Прибытие» — сложносочиненный фильм о свободе воли, навевающий мысли о «Солярисе» Тарковского, «Космической Одиссее» Кубрика и книгах Рэя Брэдбери. И пропустить его в кино — преступление любого требовательного зрителя против самого себя.
Фото предоставлены B&H Film Distribution