realist
Что слушают обладатели «Грэмми» Ли Ритенаур и Дейв Грусин – беседа с хедлайнерами Leopolis Jazz Fest
Второй день Leopolis Jazz Fest был особенным – на сцене фестиваля выступили обладатели премии «Грэмми» Ли Ритенаур и Дейв Грусин. Шанс увидеть этих живых легенд джаза выпадает нечасто.

Realist'у удалось не только послушать их выступление, но и поговорить с Ритенауром и Грусиным об их музыкальных предпочтениях.
Ли Ритенаур и Дейв Грусин
Ли Ритенаур – американский джазовый гитарист и композитор, выпустивший более 40 альбомов. Его называли одним из самых востребованных студийных музыкантов, поэтому Ли Ритенаур участвовал в записи альбома «The Wall» группы Pink Floyd.

В 1986 году Ли получил премию «Грэмми» за пластинку «Harlequin», которая была записана совместно с Дейвом Грусином.

Дейв Грусин — американский пианист, композитор, аранжировщик и продюсер. Он обрел мировую известность как автор музыки к фильмам и телесериалам. Дейва номинировали на престижные премии около 30 раз. В его коллекции наград есть «Оскар» и 10 «Грэмми».

Среди самых известных кинолент, к которым Грусин написал саундтрек, стоит назвать «Тутси», «Небеса могут подождать», «Правосудие для всех» и «Влюбленные».

Сейчас Ли Ритенаур и Дейв Грусин, будучи хорошими приятелями, выступают вместе. Также с ними на сцену выходят джазовый басист Мелвин Ли Дэвис и барабанщик Вес Ритенаур, сын Ли.

На Leopolis Jazz Fest к Ритенаур и Грусину относятся с особым трепетом. Вокруг музыкантов много желающих сфотографироваться и поговорить о джазе. Их узнают просто на улицах Львова, где джазмены с интересом осматривают окрестности.

Realist успел перекинуться парой слов с музыкантами, выяснив, какую музыку они рекомендуют другим и предпочитают слушать сами. Первым делом мы подошли к Ли Ритенауру.

Ли Ритенаур
— На Leopolis Jazz Fest собралось много ценителей джаза, но есть и те, кто только начинает слушать его. Каких исполнителей Вы посоветуете им?

— Они могут послушать Майлса Дейвиса. Всю музыку, которую он создавал в 40-х, 50-х, 60-х, 70-х и 80-х. Вплоть до 90-х, когда он умер. Так можно понять всю историю джаза с помощью одного музыканта.

Если у вас есть любимый инструмент – гитара, фортепиано, барабаны, саксофон — тогда вам будет легче. Нужно найти исполнителя, который был лучшим джазовым ассом с одним из этих инструментов.

— А что слушаете Вы?

— Мне нравятся хеви-метал группы, такие как Animal, в которых нет лидера. Нравится и прогрессивный рок.

Но большую часть времени я все равно слушаю олдскульных музыкантов.

— Какие исполнители сейчас в Вашем плейлисте?

— Сейчас это бразильская музыка, классическая музыка, стрейт-ахед (стиль джазовой музыки, возникший между би-попом 40-х и 60-х годов, который играли Уэйн Шортер и Херби Хэнкок) и прогрессивный джаз.

Дейв Грусин
— Дейв, а что слушаете Вы?

— Я не слушаю музыку!

— Даже в дороге?

— Нет (смеется). Вообще я слушаю классическую музыку дома, но не все время.

Однажды я понял, что вокруг слишком много шумной музыки, взять хотя бы торговые центры, она звучит отовсюду. А я люблю быть в тишине и потом идти на сцену.

— Есть ли фильм, к которому Вам хотелось бы написать саундтрек?

— Нет (смеется). Я никогда не думаю о киноленте, к которой я хотел бы написать музыку. В моей карьере я решил так: если меня допустили к созданию музыки, значит, это уже важно.

Поэтому у меня нет большого представления о том, каким должен быть фильм, я размышляю только о музыкальной составляющей.

— С чем у Вас ассоциируется джаз?

— Джаз для меня – это расширение структуры. Другими словами, если ты импровизируешь, ты в этот момент сочиняешь музыку.

Дело в том, что когда ты сидишь и пишешь композицию, а потом тебе это не нравится, ты можешь изменить в ней любую часть. Но когда ты джемишь, все остается.

На этом мы прощаемся с музыкантами, но ненадолго. Вечером Ли Ритенаур и Дейв Грусин выходят на сцену фестиваля. Они благодарят публику за отдачу и вновь погружаются в свое выступление. Дружба джазменов стала не только сотворчеством на сцене, но еще и занятием, которым они от души наслаждаются.

К тому же их опыт переходит к новому поколению – сын Ли Ритенаура, играющий на барабанах, выступает на одном уровне с музыкантами. И исполняя соло на барабанах, Вес не замечает, как его отец совсем не сдерживает улыбку гордости. Ну а слушатели знают, что любовь к джазу действительно передается из поколения в поколение.
Текст: Настя Сохач
Фото: Марина Нижник
Made on
Tilda