REALIST | LIFE
Бабло и музыка.
История киевского музыканта и его репетиционной базы
Марина Франко
— Король следит за нами…

Артем Жаворонков с уважением посмотрел на портрет Элвиса Пресли. В своей репетиционной базе Dihlofos он развесил фотографии многих великих рок-групп, которые повлияли на мировую музыку. Даже со стен туалетной комнаты на тебя смотрят легенды рока. Кажется, будто они все побывали в репетиционной базе Артема и оставили ему на память фото.
Свою студию Артем открыл в 2014 году. За год до этого он начал поиски помещения для репетиций своей группы «Wunderkind-ы», которая среди киевских музыкантов известна как одна из лучших на кавер- и трибьют-сцене
— Когда я приехал сюда впервые, я увидел сплошной бетон. Это был обыкновенный гараж. И понадобилось почти полгода, чтобы сделать здесь классный ремонт и превратить простое помещение в хорошую студию, — вспоминает Артем.
За это время на его базе репетировали многие известные украинские исполнители: O.Torvald, Иван Дорн и др. Но главной гордостью для Артема является личное знакомство с первым вокалистом популярной группы AC/DC Дейвом Эвансом, который также репетировал в студии.

— Вам кофе или чай? – интересуется у нас Артем. Мы поглядываем искоса на ирландский виски, но культурно соглашаемся на чашечку кофе. Он рассказывает, что таких студий с хорошими условиями очень мало в Киеве. Даже туалет – это редкость. Но конкуренция все равно на высоком уровне. О том, выгодно ли иметь свою репетиционную базу, почему в Украине отсутствует рок-культура, и как живут киевские музыканты, мы продолжили обсуждать за чашкой кофе.
40 грн в час на выживание
Идея открыть свою репетиционную базу появилась у нас вместе с деньгами. Я решил купить для группы музыкальное оборудование, чтобы мы больше не пользовались чужими. Но таскать аппаратуру к себе домой было неудобно из-за ее габаритных размеров. Поэтому мы решили найти помещение для него, где смогли бы хранить инструменты и собираться для репетиций. Так мы обосновались в этом гараже, который отремонтировали до неузнаваемости.

Чтобы гараж не простаивал, мы решили устроить в нем репетиционную базу для других музыкантов. То есть они могут арендовать нашу студию на какое-то время, использовать наши инструменты или свои, и здесь репетировать. Таких баз в Киеве насчитывается около 120.
от 40 до 120

гривень – стоимость аренды в час
на сегодняшний день
Вообще сдавать в аренду репетиционку может быть неплохим бизнесом. Но только при условии, что она будет востребована за правильные деньги. Стоимость аренды в час на сегодняшний день — от 40 до 120 грн. Но это копейки, а повышать цену мы не можем. Потому что молодые 16-летние музыканты, которые как правило и арендуют, возмущаются, что 40 грн для них дорого. При этом после себя они в студии оставляют бардак, что-то ломают, что-то воруют. У них отсутствует понимание ценности аппаратуры, а нам приходится все ремонтировать за свои деньги. Да и играть они толком не умеют. Насмотрелись концертов известных рок-групп, выпросили у родителей инструмент и думают, что он сам начнет играть с первого раза. Поэтому на просьбы аккуратнее ко всему относиться, они реагируют довольно агрессивно.
Проще сотрудничать с опытными музыкантами. Они действительно приходят репетировать и ответственно относятся к чужой аппаратуре. Но таких музыкантов очень мало.

Репетиционную базу можно назвать успешной в том случае, если она будет одна в городе. Тогда и загруженность у нее повысится, и она начнет приносить неплохой заработок. Но это невозможно. Прославившиеся музыканты стремятся сразу открывать собственные студии. А остальным репетиционкам приходится выживать. Мало кому удается стать легендарными.
«Музыкантов оставили в 2013 году»
Наша группа «Wunderkind-ы» на кавер- и трибьют-сцене играет с 2011 года. Вообще это две разных сцены, но у нас все смешалось. Кавер-группы исполняют чужие композиции совершенно в другом стиле. Тем временем трибьют-исполнители играют песни точно с оригиналом. Кавер-сцена доступнее для слушателей, она дешевле и ее себе чаще могут позволить заведения с живой музыкой. Последние тем временем платят налог за то, что у них приглашенные группы исполняют чужие песни. Это небольшие суммы, копейки за каждую песню.

Когда мы начинали работать в этой сфере, только в Киеве насчитывалось около 600 коллективов. Но настоящих профессионалов было в шесть раз меньше – около ста групп. Так получилось, что мы попали в двадцатку лучших коллективов и по количеству выступлений, и по размерам гонораров. И все было хорошо до начала Революции. После ситуация очень сильно изменилась: многие заведения закрылись, стремительно поднялся курс валюты, цены на все выросли в несколько раз. Но гонорары музыкантам никто не поднимал. Это смешно, но до декабря 2016 года мы вынуждены были выступать по расценкам 2013-го. Если учитывать курс валюты, то сейчас мы должны получать втрое больше. Но для заведений поднять гонорар на 50% — уже катастрофа.
Поэтому многие талантливые люди сразу ринулись заграницу. Кто-то в Китай, кто-то в Индонезию, там музыкантов европейской внешности любят. За один декабрь 2014 года из Киева выехало почти тысяча музыкантов. Но тут тоже появились свои подводные камни. Те, кто успел первым покинуть Украину, изначально получали большие гонорары. А когда рванули все, то и цены моментально опустились – с $1600 в месяц до $800-900.

А в Украине тем временем понизилось качество исполнения музыки. Появилось много школьных групп, которые не умеют играть, но тоже хотят зарабатывать деньги. Они не требуют много и подставляют нас. Заведения ставят такие коллективы нам в пример, мол, ребята играют себе и не требуют больших гонораров. По их мнению, мы должны поступать, как эти школьники.
Сейчас на хорошей музыке экономят все. Даже на свадьбу людям проще заказать непрофессионалов и заплатить им за весь вечер 4 тыс. грн. Потому как хорошие музыканты требуют $800 за час.
Конечно, они для себя хорошо сэкономили. Но никто не признается, насколько ужасным было исполнение.

И сейчас музыканты вынуждены искать вторую работу. На одной музыке далеко не продвинуться. Конечно, оценив всю ситуацию, мы тоже хотели уехать на заработки заграницу. Нас неоднократно звали. Но у нашего гитариста шестеро детей, и он не может их оставить. А мы не хотим терять его.
Размер груди против украинской рок-культуры
В Украине отсутствует индустрия рок-музыки в принципе. Давайте сравним, сколько рок-коллективов появилось в 60-е годы в США и Британии и сколько в Украине со времен независимости? Даже сравнивать бессмысленно!

Уже больше 20 лет в Украине лучшей считается только одна группа – «Океан Эльзы». Я уважаю их творчество, но такого не может быть. Даже легендарный коллектив «Queen» в свое время теряли лидерские позиции на хит-парадах, уступая места новым группам.

На американском рынке музыки всегда была конкуренция, которая порождала новые движения, стремление делать что-то лучшее. А в нашей музыкальной индустрии предпочитают стабильность. Есть «Океан Эльзы», который собирает стадионы и стабильно приносит бабло, значит новые коллективы нам не нужны.
У нас в стране есть много талантливых музыкантов с достойным материалом. Но они не могут пробиться, потому что у них нет денег. Даже если и есть, это ничего не гарантирует. Проблема в том, что у нас нет людей, которые ищут таланты и готовы в них вкладывать. У нас большое влияние имеет директор телевидения или радио, определяющий формат музыки для слушателя. Именно он отсеивает крутых музыкантов и подбирает исполнителей по размеру груди, а не по вокальным данным.

У нас в сфере музыки хотят, чтобы им преподносили уже готовый продукт. А вот самостоятельно искать не желают, и перебирают среди предложенного. Они возможно не в курсе, что многие знаменитые рок-группы находили своих музыкантов и солистов в барах, кабаках. Потому что был интерес не только в деньгах, но и в формировании качественной музыкальной субкультуры. А нам необходимо, чтобы прошло еще время, пока народ осознает важность музыкальной индустрии.
Made on
Tilda