«Американская пастораль» и другие режиссерские работы актеров
Кино

«Американская пастораль» и другие режиссерские работы актеров

12 декабря 2016 | 11:11

Джоди Фостер, Натали Портман, Бен Аффлек — что получается у голливудских звезд, севших в режиссерское кресло.

8 декабря на экраны украинских кинотеатров вышла «Американская пастораль» — дебютная режиссерская полнометражная работа актера Юэна МакГрегора («На игле», «Интимный дневник», «Звездные войны»). Realist решил вспомнить самые сильные, интересные и необычные картины, снятые известными актерами.

«Доброй ночи и удачи»

Джордж Клуни, 2005

В ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Джордж Клуни, Роберт Дауни мл.

Своим дебютным полнометражным фильмом «Признания опасного человека» Джордж Клуни заявил о себе как о многообещающем режиссере. Картина о популярном телеведущем, которого завербовало ЦРУ для работы киллером, вызвала симпатию кинокритиков, но не слишком понравилась зрителям — фильм еле-еле отбил свой 30-миллионный бюджет.

Зато второй работы перевоплотившегося в режиссера Клуни ждали с огромным интересом. Как оказалось, не зря. «Доброй ночи и удачи» получил шесть номинаций на «Оскар», четыре — на «Золотой глобус» и увез пять наград с Венецианского кинофестиваля. Рейтинг экспертов на RottenTomatoes составил 93%.

Политическая драма «Доброй ночи и удачи» — элегантный и ироничный рассказ о телеведущем Эдварде Р. Мюрроу, который в начале 50-х не побоялся открыто выступить против сенатора Джозефа Маккарти, затеявшего параноидальную «охоту на ведьм».

Картина Клуни, несмотря на демонстративное отсутствие излишнего психологизма, свойственного многим политическим драмам, очень тонко высмеивает как традицию манипулирования властей умами граждан, так и косность, приспособленчество американского телевидения. Особого обаяния фильму добавляет блестящий актерский ансамбль.

«Три могилы»

Томми Ли Джонс, 2005

В ролях: Томми Ли Джонс, Барри Пеппер

Режиссерский дебют звезды «Людей в черном» и «Старикам тут не место» Томми Ли Джонса. Жесткий вестерн о фермере-мстителе, который пытается вершить правосудие своими силами, завоевал две награды в Каннах — Серебряную пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль (ее получил сам Томми Ли Джонс) и приз за лучший сценарий. Сценаристом первого полнометражного фильма, поставленного актером, стал Гильермо Арриага, написавший для Алехандро Иньярриту сценарии картин «Сука-любовь» и «21 грамм».

Критики назвали дебютный фильм Джонса «мощной сказкой о морали» — экспертный рейтинг картины на RottenTomatoes составил 85%, а зрительский — 81%. Актер и режиссер решил не останавливаться на этом и выпустил через пять лет телефильм «Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли.

А в 2014-м вышла еще одна его режиссерская работа — драма «Местный» с Мэрил Стрип и Хиллари Суонк. Фильм получил номинацию на Золотую пальмовую ветвь в Каннах и благосклонные отзывы критиков.

«Прощай, детка, прощай»

Бен Аффлек, 2007

В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Монахэн, Морган Фриман, Эми Райан

В копилке Бена Аффлека, чья актерская карьера не всегда складывалась благополучно, к моменту, когда он решил встать по другую сторону камеры, уже был «Оскар» за сценарий к картине Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг». Аффлек, перенеся минуту позора за номинацию на «Золотую малину» (за свою слабую игру в фильме «Джильи»), закатал рукава и взялся за экранизацию романа автора «Таинственной реки» Денниса Лихейна. «Прощай, детка, прощай» произвел большой фурор среди критиков, заставив посмеивающихся скептиков уважительно замолчать.

Дебютная работа Аффлека — мрачная и очень прямолинейная попытка ткнуть пальцем в одну из самых замалчиваемых в Америке проблем — педофилию. Главный герой, которого сыграл родной брат режиссера-дебютанта Кейси Аффлек, берется за расследование пропажи 4-летней девочки, пообещав ее матери-наркоманке найти ребенка во что бы то ни стало. В итоге расследование разрушает жизни всех, кто к нему хоть как-то причастен, включая самого детектива.

Эми Райан за свою игру в картине получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», а о Бене Аффлеке начали говорить не как об актере, ударившемся в режиссуру, а как о режиссере, который до начала карьеры успел сняться в нескольких фильмах. Его следующие работы «Город воров» и «Операция «Арго» только утвердили звезду в новом амплуа.

«Кориолан»

Рэйф Файнс, 2010

В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн

Британец Рэйф Файнс известен не только как великолепный актер, снявшийся в десятках замечательных картин («Список Шиндлера», «Чтец», «Английский пациент», «Отель «Гранд Будапешт»), но и как большой ценитель литературной классики. Для своей дебютной режиссерской работы Файнс выбрал хрестоматийную трагедию Шекспира. Он перенес действие на современные Балканы, но оставил при этом сюжет и текст в почти полной неприкосновенности. В результате у Файнса получилась кровавая и жестокая драма с филигранной актерской игрой.

Картина вызвала бурю восторгов у критиков и привела в недоумение не ожидавших такого прочтения Шекспира зрителей. Файнс получил номинации на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и на награду Британской киноакадемии за свою режиссуру. 93% критиков на RottenTomatoes дали положительные отзывы о «Кориолан», а вот среди зрителей рейтинг составил лишь 58%.

«Бобер»

Джоди Фостер, 2010

В ролях: Мэл Гибсон, Джоди Фостер, Черри Джонс, Антон Ельчин

Третья режиссерская работа Джоди Фостер получилась довольно необычной и депрессивной, вызвав смешанные отзывы и критиков, и зрителей. Однако именно она стала самой обсуждаемой картиной актрисы, взявшейся за режиссуру еще в 1991 году.

Фильм рассказывает об успешном бизнесмене Уолтере Блэке (его сыграл Мэл Гибсон, которому не впервой изображать безумие), ни с того ни с сего погрузившемся в черную клиническую депрессию. Попытки окружающих и жены (Фостер) вытащить его из этого состояния ни к чему не приводят. Единственное, что немного помогает держаться мужчине на плаву — плюшевый бобер, которого Уолтер носит, не снимая, на руке. С ним он ест, спит, разговаривает.

Несмотря на некоторую абсурдность, картина местами с пугающей точностью передает реальность настоящей глубокой депрессии. Плюс не в каждом фильме можно увидеть, как Мэл Гибсон и Джоди Фостер занимаются сексом втроем с плюшевым бобром.

«Страсти Дон-Жуана»

Джозеф Гордон-Левитт, 2013

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Скарлетт Йоханссон, Джулианна Мур

В 2013 году со своей полнометражной работой неожиданно дебютировал актер Джозеф Гордон-Левитт («Начало», «500 дней лета», «Темный рыцарь: Возрождение легенды»). У Левитта не было фестивальных амбиций. «Страсти Дон Жуана» — замаскированные под легкую развлекательную комедию размышления о том, что является главной ценностью в отношениях между мужчиной и женщиной, о любви и разнице между молодостью и зрелостью.

Главный герой (Левитт) помешан на порно и не слишком заморачивается серьезными отношениями с девушками. Но однажды он встречает неотразимую нимфу в красном платье (Йоханссон) и пытается начать новую жизнь, завязав с холостяцкими привычками. Довольно скоро выясняется, что юноша не готов за компанию с любимой плакать по вечерам над дурацкими мелодрамами и по два часа выбирать в магазине швабру. И как раз в этот трагический и переломный момент он встречает женщину, вдвое старше себя (Джулианна Мур). Именно она и откроет герою глаза на то, что по-настоящему важно.

«Повесть о любви и тьме»

Натали Портман, 2015

В ролях: Натали Портман, Шира Хаас

Матильда из «Леона-киллера» повзрослела и после ряда серьезных ролей у именитых режиссеров взялась за постановку фильма сама. Дебютная работа Натали Портман — экранизация автобиографического романа израильского классика Амоса Оза.

Картина рассказывает о нелегкой судьбе матери-одиночки, страдающей к тому же от депрессивного психоза. Женщина живет в Палестине во времена начала строительства еврейского государства. Разумеется, главную героиню сыграла сама Портман.

Фильм отобрали в основной конкурс Каннского кинофестиваля в прошлом году. Картина не взяла главную награду, но была номинирована на «Золотую камеру» за режиссерский дебют.

«Американская пастораль»

Юэн МакГрегор, 2016

В ролях: Юэн МакГрегор, Дженнифер Коннелли, Дакота Фаннинг

Благопристойная американская парочка — Швед (МакГрегор) и Дон (Коннели) — женятся и заводят белокурую, ангелоподобную дочь Мэрри (Фаннинг). Швед — красавец и умница, идеальный муж, сын и отец, — возглавляет фабрику по производству кожаных перчаток. Дон — экс-мисс Нью-Джерси, неотразимая, обаятельная и, кажется, нестареющая.

Никто не сомневается, что у идеальной пары вырастет идеальный ребенок. Но, как это часто бывает, ожидания расходятся с реальностью. 16-летняя Мэрри, всю жизнь комплексующая из-за своих безукоризненных родителей, ударяется в политический экстремизм, подрывает магазин и сбегает из дома. Это событие ломает жизни родителей: мать сходит с ума, а отец годами разыскивает беглянку, не теряя надежды на то, что его дочь на самом деле — несчастный ребенок, сбитый с толку, а не преступница.

Увы, у МакГрегора получилась на редкость неубедительная картина, вызвавшая шквал заслуженной критики в свой адрес. В США фильм пока собрал всего лишь $ 544 тыс. — то есть с грохотом провалился. На киноагрегаторе RottenTomatoes экспертный рейтинг «Американской пасторали» составил постыдные 19%, зрительский — 39%. Юэн, ждем новых крепких актерских работ, не нужно больше снимать.