25 лучших режиссеров XXI века, по версии Metacritic
Кино

25 лучших режиссеров XXI века, по версии Metacritic

26 июля 2017 | 17:25

Какие режиссеры получали лучшие оценки профессиональных критиков с 2000 года? Авторитетный американский сайт-агрегатор отзывов Metacritic составил рейтинг лучших кинематографистов этого столетия по их средним баллам. В него вошли мэтры кино, выпускавшие фильмы с января 2000-го до 7 июля 2017 года.

P.S: Не удивляйтесь, что в списке нет Кристофера Нолана. Средняя оценка творчества самого обсуждаемого режиссера лета — 69 баллов из 100, хотя его «Дюнкерк» получил рекордные 94 балла.

25-е место. Джефф Николс

Оценка: 78,4

38-летний американский режиссер снимает фильмы всего 10 лет, но уже оставил след в истории мирового независимого кино. Некоторые из его работ открыто заигрывают с научной фантастикой, что помогло ему выйти на более крупные бюджеты: в 2016 году Николс подписал контракт со студией 20th Century Fox на римейк фильма 1988 года «Нация пришельцев».

Фильмы: «Укрытие» (2011) — 85 баллов; «Любить» (2016) — 79 баллов; «Огнестрельные истории» (2007) — 76 баллов; «Мад» (2012) — 76 баллов; «Специальный полуночный выпуск» (2015) — 76 баллов.

24-е место. Эдгар Райт

Оценка: 78,6

Как и Квентин Тарантино (чьи фильмы 2000-х получили среднюю оценку 74 балла), британский режиссер Эдгар Райт выражает свою любовь к кино и музыке в каждой созданной им ленте. Больше всего Райт известен пародийной трилогией «Кровь и мороженое» («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец»), а 24 августа в украинских кинотеатрах стартует его самый успешный коммерческий хит — боевик «На драйве».

Фильмы: «На драйве» (2017) — 86 баллов; «Типа крутые легавые» (2007) — 81 балл; «Армагеддец» (2013) — 81 балл; «Зомби по имени Шон» (2004) — 76 баллов; «Скотт Пилигрим против всех» (2010) — 69 баллов.

23-е место. Хирокадзу Корээда

Оценка: 78,9

Японский режиссер и сценарист снимает медленные, но завораживающие драмы о смерти, памяти и примирении с потерей. Критики хвалят его за отточенное мастерство и гуманизм, потому в фильмографии Корээды вы не найдете ничего объективно плохого. Сейчас его новая лента «Третье убийство» находится в постпроизводстве и выйдет в сентябре 2017-го.

Фильмы: «Пешком-пешком» (2008) — 89 баллов; «Никто не узнает» (2004) — 88 баллов; «После бури» (2016) — 84 балла; «Чудо» (2011) — 80 баллов; «Наша младшая сестренка» (2015) — 75 баллов; «Каков отец, таков и сын» (2013) — 73 балла.

22-е место. Гай Мэддин

Оценка: 79

Канадский режиссер Гай Мэддин снимает сюрреалистичные и гротескные малобюджетные фильмы, а среди его излюбленных жанров преобладают психодрама и черная комедия. Критики стабильно награждают его новые работы положительными отзывами, а мы можем гарантировать, что ничего подобного у других современных режиссеров вы не встретите.

Фильмы: «Дракула: Страницы из дневника девственницы» (2002) — 84 балла; «Мой Виннипег» (2007) — 84 балла; «Запретная комната» (2015) — 83 балла; «Синие руки» (2003) — 82 балла; «Клеймо на мозге» (2006) — 79 баллов; «Самая грустная музыка в мире» (2003) — 78 балов; «Замочная скважина» (2011) — 63 балла.

21-е место. Жак Одиар

Оценка: 79,2

Французский писатель Жак Одиар пошел по стопам своего отца-режиссера и снял первый фильм в 1994 году. С тех пор он стабильно собирает многочисленные восторженные отзывы и награды, а за фильм «Дипан» в 2015 году он получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

В 2018 году Одиар выпустит свой первый фильм на английском языке — вестерн «Братья Систерс» с Хоакином Фениксом и Джейком Джилленхолом.

Фильмы: «Пророк» (2009) — 90 баллов; «Читай по губам» (2001) — 82 балла; «Дипан» (2015) — 76 баллов; «Мое сердце биться перестало» (2005) — 75 баллов; «Ржавчина и кость» (2012) — 73 балла.

20-е место. Аббас Киаростами

Оценка: 79,3

До своей смерти в прошлом году 76-летний Киаростами был, пожалуй, самым известным иранским режиссером. В 1997 году он получил главный приз Каннского кинофестиваля за драму «Вкус вишни», а свои последние фильмы снимал преимущественно в Европе и Азии. На 70-м Каннском кинофестивале в 2017 году последняя прижизненная работа режиссера — «24 кадра» — была показана во внеконкурсной программе.

Фильмы: «Десять» (2002) — 86 баллов; «Копия верна» (2010) — 82 балла; «Словно кто-то влюблен» (2012) — 76 баллов; «Алфавит. Африка» (2001) — 73 балла.

19-е место. Ричард Линклейтер

Оценка: 79,3

Ричард Линклейтер — один из самых плодовитых кинематографистов XXI века, но это не единственная его заслуга. Ни одна из его 12 работ, снятых после 2000 года, не получала оценок ниже 61 балла. Персональный рекорд Линклейтера — 100 баллов за фильм «Отрочество». Съемки драматической истории о детстве и юности обыкновенного техасского мальчика заняли 10 лет.

Фильмы: «Отрочество» (2014) — 100 баллов; «Перед полуночью» (2013) — 94 балла; «Перед закатом» (2004) — 90 баллов; «Каждому свое» (2016) — 83 балла; «Пробуждение жизни» (2001) — 82 балла; «Школа рока» (2003) — 82 балла; «Берни» (2011) — 75 баллов; «Помутнение» (2006) — 73 балла; «Я и Орсон Уэллс» (2008) — 73 балла; «Лента» (2001) — 71 балл; «Несносные медведи» (2005) — 65 баллов; «Нация фастфуда» (2006) — 64 балла.

18-е место. Брэд Бёрд

Оценка: 79,8

Известность пришла к Брэду Бёрду в 1999-м, когда он выпустил свой первый полнометражный анимационный фильм «Стальной гигант». Позже он начинает сотрудничать со студией Pixar, для которой снял два самых успешных мультфильма. Также Бёрду довелось поработать с живыми актерами: в четвертой части боевика «Миссия невыполнима» и детском фантастическом фильме «Земля будущего».

Сейчас Бёрд вернулся к привычному анимационному формату и готовится выпустить вторую часть «Суперсемейки» в 2018 году.

Фильмы: «Рататуй» (2007) — 96 баллов; «Суперсемейка» (2004) — 90 баллов; «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011) — 73 балла; «Земля будущего» (2015) — 60 баллов.

17-е место. Нури Бильге Джейлан

Оценка: 79,8

Авторский стиль самого известного режиссера Турции сравнивают с работами Бергмана, Антониони и Тарковского, а за свой последний фильм «Зимний сон» он получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Следующий фильм — драму «Дерево дикого персика» — Джейлан, вероятно, представит на Каннском кинофестивале в 2018 году.

Фильмы: «Зимний сон» (2014) — 88 баллов; «Отчуждение» (2002) — 84 балла; «Однажды в Анатолии» (2011) — 82 балла; «Три обезьяны» (2008) — 73 балла; «Времена года» (2006) — 72 балла.

16-е место. Хоу Сяосянь

Оценка: 79,8

Единственный представитель Тайваня в этом списке уже был признан одним из ведущих мировых режиссеров в конце 1990-х годов. Все, что он сделал с тех пор, сохраняет его звездную репутацию, а с фильмом «Убийца» в 2015 году он победил в номинации «Лучший режиссер» на кинофестивале в Каннах.

Фильмы: «Полет красного надувного шарика» (2007) — 86 баллов; «Кафе Люмьер» (2003) — 80 баллов; «Лучшие времена» (2005) — 80 баллов; «Убийца» (2015) — 80 баллов; «Миллениум Мамбо» (2001) — 73 балла.

15-е место. Мигел Гомеш

Оценка: 80,2

Когда-то Мигел Гомеш был кинокритиком, но бросил это занятие ради режиссуры. Сегодня его самым заметным достижением является трилогия «Арабские ночи». Фильмы заимствуют сюжетную структуру «1000 и 1 ночи», чтобы изобразить современную Португалию, пытающуюся оправиться от финансового кризиса.

Фильмы: «Наш любимый месяц август» (2008) — 82 балла; «Арабские ночи. Часть 2» (2015) — 81 балл; «Арабские ночи. Часть 1» (2015) — 80 баллов; «Арабские ночи. Часть 3» (2015) — 80 баллов; «Табу» (2012) — 78 баллов.

14-е место. Пон Чжун Хо

Оценка: 81,2

17 лет своей карьеры южнокорейский режиссер посвятил двум жанрам — драме и научной фантастике. На западном кинорынке он дебютировал с фильмом «Сквозь снег», после чего сделал для Netflix фильм «Окча». В обоих проектах участвовала Тильда Суинтон — еще одна весомая причина получше познакомиться с творчеством Пона Чжун Хо.

Фильмы: «Монстр» (2006) — 85 баллов; «Сквозь снег» (2013) — 84 балла; «Воспоминания об убийстве» (2003) — 82 балла; «Мать» (2009) — 79 баллов; «Окча» (2017) — 76 баллов.

13-е место. Келли Райхардт

Оценка: 81,2

Одна из немногих женщин-режиссеров в этом списке пишет и снимает инди-драмы, которые сделали ее любимицей фестивалей независимого кино. И хотя дебют Райхардт состоялся в 1995 году, все ее знаковые полноформатные фильмы появились в последние 11 лет.

Фильмы: «Обход Мика» (2010) — 85 баллов; «Старая радость» (2006) — 84 балла; «Некоторые женщины» (2016) — 82 баллов; «Венди и Люси» (2008) — 80 баллов; «Ночные движения» (2013) — 75 балов.

12-е место. Ава Дюверней

Оценка: 81,3

Широкая публика узнала об Аве Дюверней благодаря драме «Сельма», которую в 2014 году выдвигали на «Оскар». Тогда Американская киноакадемия отказалась номинировать ее как режиссера, из-за чего в СМИ вспыхнул нешуточный скандал. Но Дюверней интересна не только этим досадным недоразумением. Ее документальный фильм о расизме «Тринадцатая» открыл Нью-Йоркский международный кинофестиваль и получил огромное количество наград.

Фильмы: «Тринадцатая» (2016) — 90 баллов; «Сельма» (2014) — 89 баллов; «Посреди нигде» (2012) — 75 баллов; «Я последую» (2010) — 71 балл.

11-е место. Миа Хансен-Лёве

Оценка: 81,5

Одна из самых молодых кинематографисток в нашем списке начала карьеру в качестве актрисы в фильмах Оливье Ассаяса — ее будущего супруга. В глазах критиков (если судить по рейтингам Metacritic), она превзошла его как режиссер, а за ленту «Отец моих детей» получила Специальный приз жюри в программе «Особый взгляд» на 62-м Каннском кинофестивале.

Фильмы: «Что будет дальше?» (2016) — 88 баллов; «Эдем» (2014) — 82 балла; «Прощай, первая любовь» (2011) — 80 баллов; «Отец моих детей» (76 баллов) — 76 баллов.

10-е место. Фредерик Уайзман

Оценка: 81,8

На счету 87-летнего американского документалиста — 45 фильмов, три статуэтки «Эмми», три «Сезара», «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за жизненные достижения и почетный «Оскар» за выдающийся вклад в мировой кинематограф.

Фильмы: «Национальная галерея» (2014) — 89 баллов; «Домашнее насилие» (2001) — 85 баллов; «Боксерский зал» (2010) — 83 балла; «В пекарне» (2013) — 81 балл; «В Джексон-Хайтс» (2015) — 81 балл; «Безумная лошадь» (2011) — 72 балла.

9-е место. Майк Ли

Оценка: 82,6

Уважаемый английский режиссер посвятил свою жизнь театру, большому кино и сериалам, и хотя его классически работы («Сладости жизни», «Тайны и ложь», «Обнаженные») сняты в 90-х, в XXI веке Майк Ли выпустил ничуть не менее качественные фильмы. На счету одной лишь «Веры Дрейк» (2004) — «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за лучший фильм, три награды от BAFTA и шесть от Премии британского независимого кино.

Фильмы: «Мистер Тернер» (2014) — 94 балла; «Беззаботная» (2008) — 84 балла; «Вера Дрейк» (2004) — 83 балла; «Еще один год» (2010) — 80 баллов; «Все или ничего» (2002) — 72 балла.

8-е место. Асгар Фархади

Оценка: 84,2

В последние годы талантливый иранский режиссер Асгар Фархади стал невероятно популярным во всем мире, а в 2012-м и 2017-м его фильмы «Развод Надира и Симин» и «Коммивояжер» стали лауреатами премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Учитывая, что творческую карьеру Фархади начал в 2003 году, он может подарить нам еще много хорошего кино.

Фильмы: «Развод Надира и Симин» (2011) — 95 баллов; «О Элли» (2009) — 87 баллов; «Прошлое» (2013) — 85 баллов; «Коммивояжер» (2016) — 85 баллов; «Среда фейерверков» (2006) — 84 балла; «Прекрасный город» (2004) — 69 баллов.

7-е место. Пол Томас Андерсон

Оценка: 84,3

За всю свою карьеру Пол Томас Андерсон не снял ни одного плохого фильма, хотя в одном из них сыграл Адам Сэндлер. Три его полнометражные работы, выпущенные в 1990-х, имеют среднюю оценку 82,6. Это отличный показатель, но в XXI веке режиссер превзошел себя. Четыре фильма, которые он снял с 2000-го по 2017-й, получили множество фестивальных наград и восторженных отзывов, а «Нефть» и вовсе признали «одним из величайших свершений в мировом киноискусстве».

Фильмы: «Нефть» (2007) — 93 балла; «Мастер» (2012) — 86 баллов; «Врожденный порок» (2014) — 81 балл; «Любовь, сбивающая с ног» (2002) — 78 баллов.

6-е место. Братья Росс

Оценка: 84,3

Братья-документалисты Билл и Тернер Росс сделали только четыре фильма, но все они впечатлили американских критиков. Молодые режиссеры снимают кино о музыке и жизни в американской глубинке. В украинский прокат фильмы братьев Росс не попадали, громких фестивальных наград не получали, потому остается поверить рейтингу Metacritic просто из солидарности.

Фильмы: «Вестерн» (2015) — 89 баллов; «45 365» (2009) — 88 баллов; «Tchoupitoulas» (2012) — 81 балл; «Современный цвет» (2016) — 79 баллов.

5-е место. Джафар Панахи

Оценка: 85,5

В этом списке Джафар Панахи — один из немногих режиссеров, попавших в тюрьму за свою работу. Сегодня иранское правительство запретило ему снимать кино в родной стране, но это едва ли его остановило. Панахи тайно снял три последних фильма и получил за них несколько престижных международных наград.

Фильмы: «Такси» (2015) — 91 балл; «Это не фильм» (2010) — 90 баллов; «Круг» (2000) — 85 баллов; «Офсайд» (2006) — 85 баллов; «Багровое золото» (2003) — 81 балл; «Закрытый занавес» (2013) — 81 баллов.

4-е место. Хаяо Миядзаки

Оценка: 85,8

Легенда японской анимации, один из основателей знаменитой студии Ghibli и обладатель внеконкурсного почетного «Оскара», объявил о своем уходе на пенсию в 2013 году. Едва ли на наше мнение о его творчестве могут повлиять оценки кинокритиков, но здесь их упрекнуть не в чем: мультфильмы, которые Миядзаки снял в XXI веке, действительно шедевральны.

Фильмы: «Унесенные призраками» (2001) — 96 баллов; «Рыбка Поньо на утесе» (2008) — 86 баллов; «Ветер крепчает» (2013) — 83 балла; «Ходячий замок Хаула» (2004) — 80 баллов.

3-е место. Братья Дарденн

Оценка: 85,8

Братья Дарденн снимают кино с 70-х, но мировая слава пришла к ним лишь в 1999 году, когда снятая Жан-Пьером и Люком социальная драма «Розетта» получила главный приз Каннского кинофестиваля. Во второй раз «Золотую пальмовую ветвь» им удалось получить в 2005 году за фильм «Дитя», а в 2011-м жюри отметило их «Мальчика с велосипедом» Гран-при — второй по значимости каннской наградой.

Фильмы: «Два дня, одна ночь» (2014) — 89 баллов; «Дитя» (2005) — 87 баллов; «Мальчик с велосипедом» (2011) — 87 баллов; «Сын» (2002) — 86 баллов; «Молчание Лорны» (2008) — 80 баллов.

2-е место. Александр Пэйн

Оценка: 87,3

Три последних фильма Александра Пэйна номинировали на «Оскар», но победа в категории «Лучший режиссер» ему так и не досталась. Зато ему дважды вручали награду Американской киноакадемии за лучший сценарий к фильмам «На обочине» и «Потомки». Также Пэйн никогда не получал от критиков оценок ниже 64 баллов, а его следующий фильм, фантастическая черная комедия «Уменьшение» с Мэттом Деймоном, будет показан на Венецианском кинофестивале в декабре 2017 года.

Фильмы: «На обочине» (2004) — 94 баллов; «Небраска» (2013) — 86 баллов; «О Шмидте» (2002) — 85 баллов; «Потомки» (2011) — 84 баллов.

1-е место. Альфонсо Куарон

Оценка: 87,5

Как ни странно, любимчиком кинокритиков с 2000-го по 2017 год оставался Альфонсо Куарон. Безусловно, он не входит в число самых плодовитых режиссеров мира, хотя в родной Мексике довольно часто продюсирует фильмы. Его следующий проект, семейная драма «Рома», выйдет в прокат в 2018 году.

Фильмы: «Гравитация» (2013) — 96 баллов; «И твою маму тоже» (2001) — 88 баллов; «Дитя человеческое» (2006) — 84 балла; «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004) — 82 балла.