Realist-Online
Как устроен Театр на Подоле: удобства для людей с инвалидностью и новые технологии
Театр на Подоле, который поделил киевлян на два лагеря – противников и сторонников современной архитектуры, начнет показ спектаклей в ноябре.

Realist еще до прихода первых зрителей побывал в нем, чтобы рассказать, как все устроено внутри театра, на сцене которого возможны дождь, снег и голограмма человека. Но самое главное в нем – это адаптация помещения к потребностям людей с инвалидностью, которые смогут с комфортом смотреть спектакли.
Сотрудники Киевского драматического театра на Подоле готовятся к постановкам спектаклей на новой сцене. Пока актеры репетируют реплики и привыкают к удобствам нового здания, мы успеваем поговорить с руководителем литературно-драматургической части Оксаной Паланичка. В первую очередь обсуждаем то, как Театр на Подоле увидит зритель, и узнаем о его истории.

ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА
Театр на Подоле начинается с лифта. Люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, могут зайти в него с помощью подъемника, который опустит их к пандусу, установленному для удобства перемещения. На фасаде театра есть еще один лифт – он поднимает декорации наверх, где их вешают на штанкеты (металлическая штанга, которая служит для подвески кулис, падуг, занавесов, задников и плоских декораций — R°).
На центральном входе размещено изображение первой двери Театра на Подоле, которая «снималась» в экранизации «Белой гвардии». Это соседнее с театром здание на Андреевском спуске, где труппа показывает спектакли уже много лет. К слову, некоторые спектакли даже после открытия нового сооружения будут играть там из-за наличия камерной сцены. Также труппа театра работает в Малом зале Национального дворца «Украина».

Оксана объясняет, что в один момент невозможно перенести все спектакли на сцену нового театра. Причем некоторые произведения со временем уйдут из репертуара из-за того, что уже теряют свою актуальность.
Иногда лучше поставить новый спектакль, чем восстанавливать и дотягивать старый. Например, мы сейчас спорим о том, стоит ли переносить на новую сцену «Трактирщицу» — этот спектакль существует с первого дня работы на Подоле еще во времена Киевского театра эстрады в Гостинном дворе. Но спектакль нужно переделать, добавить в него актуальность, свежий современный юмор. Он должен жить, а чтобы спектакль жил, появляется необходимость делать новую версию.
Пройдя двери Театра на Подоле, посетители попадают в фойе. Сотрудники говорят, что оно находится на минус втором уровне, так как в театральных зданиях нумерация идет от уровня сцены. В здании вообще нет этажей, в нем есть только уровни. На минус первом находится буфет (его окно можно увидеть из фойе), а на нулевом — сцена.

Когда театр войдет в активную эксплуатацию, фойе будут открывать на целый день — с 11:00 до 23:00.
Также в фойе планируют организовать выставочное пространство. На уровне потолка расположены фермы – специальные крепления, на которых можно повесить экспонаты и освещение для них.

В театре есть универсальные кабины на уровнях фойе и зрительного зала. Туалет проектировали так, чтобы туда могло зайти как можно больше посетителей. Во внимание брали даже то, что второй акт часто задерживают из-за того, что не все успевают вернуться на свои места, теряя время в длинных очередях.

Прямо возле входа в театр расположен гардероб, а рядом — ячейки для хранения вещей, что пока еще не встречалось в украинских театральных заведениях. Художественный руководитель театра Виталий Малахов решил, что это хорошая идея, особенно для тех, кто может принести с собой большую сумку или рюкзак. В театре понимают, что современный зритель не обязан приходить в вечерних нарядах, он скорее всего придет в привычной одежде. Поэтому для своего удобства в зале и чтобы никому не мешать, лишние вещи лучше оставлять в ячейках.


Пространство театра должно быть многофункциональным. Даже фойе будут использовать для проведения спектаклей. К примеру, «Вернисаж на Андреевском» придуман для того, чтобы его поставили в кафе – по задумке во время спектакля зрители и актеры сидят за столиками. Для таких спектаклей в фойе есть специальные подвесные конструкции. На самом деле, это столы, которые опускаются на пол, за которым могут поместиться 60 человек. Также эти конструкции можно использовать во время мастер-классов и читок.
На минус первом уровне расположен небольшой буфет, а также площадка, куда смогут выходить курильщики. Попасть в буфет люди могут не только из фойе, но и с улицы. Находиться там можно, даже не спускаясь в сам театр. Туда без каких-либо препятствий будут приходить люди, которым просто хочется выпить кофе.

К организации кофейного вопроса тоже подошли ответственно. Кофейные автоматы, которые установят в буфете, делали специально для оперного театра, они работают тихо, не издавая сильного шума.

Посетители театра могут подняться на уровень сцены, где есть еще одно небольшое пространство, откуда специальным лифтом будут передаваться еда и напитки.

Там можно найти еще одну универсальную кабину, адаптированную для людей с инвалидностью, которую также будет удобно использовать родителям с маленькими детьми.
Во дворике Театра на Подоле планируют поставить еще одну сцену
Один из главных принципов театра – все необходимое и ничего лишнего. Поэтому в нем нет люстр, позолоты и прочих элементов, без которых можно обойтись.
Под фойе находятся два дополнительных уровня. Их зритель не увидит, так как там расположены инженерные коммуникации. Также в театре есть пожарный резервуар, воды в котором хватит на все здание в случае пожара.
ТЕАТР, АДАПТИРОВАННЫЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
На ступеньках в театре есть контрастная маркировка, которая помогает людям с нарушениями зрения распознавать препятствия на своем пути. Также на каждой ступеньке встроена подсветка.

Адаптировать театр для слабовидящих и тех, у кого есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, помогла Национальная ассамблея людей с инвалидностью.

Для того, чтобы оборудовать театр лифтом, пришлось полностью перепланировать здание. В лифте, куда без проблем заедет человек на коляске, кнопки дублированы шрифтом Брайля.
В зале три места в 1-м и три места во 2-м рядах демонтируются и туда становятся инвалидные коляски. Чтобы не возникало проблем, маломобильных зрителей просят перед спектаклем заранее предупредить персонал. Он должен подготовиться – оборудовать места и, если зрителя привезут на машине, опустить для него болларды на Андреевском спуске.

Предупредить персонал довольно просто – это можно будет указать при покупке онлайн-билета.

В Театре на Подоле планируют развивать программу аудиодескрипций спектаклей для слабовидящих или тотально невидящих людей. Как подмечает Оксана, каждому важно понимать, о чем и при каких обстоятельствах идет диалог.

Для этого будут привлекать тифлокомментаторов. Они по радиосвязи озвучивают, что происходит на сцене, а люди могут услышать их с помощью наушников.
Чтобы понять, как это происходит, сотрудники театра ходили на семинар, где им надевали повязки на глаза и показывали отрывки фильмов. Это помогло осознать, насколько важны подсказки по ходу сюжета. Например, мужчина и женщина находятся в комнате дома. Такая краткая ремарка помогает быстрее прояснить происходящее.
Для слабослышащих два раза в месяц планируют приглашать переводчика языка жестов. Другому зрителю, который будет сидеть рядом, ни один из этих дополнительных элементов мешать не будет.
СПЕЦЭФФЕКТЫ И СЦЕНА
В Театре на Подоле установили сцену европейского стандарта с черным и белым проекционными экранами. По бокам от сцены находятся черные жесткие кулисы.

Обычно театральные кулисы, из-за которых выходят актеры, выполнены из бархата. Но здесь они выглядят совсем иначе, по сути кулисы — это проекционная ткань, натянутая на рамку. Такие кулисы помогают экономить место, они становятся под любым углом, в том числе в ровную линию, и считаются пожаробезопасными.
«Если говорить о проекционных поверхностях, то изображение можно вывести на задний экран, даже на пол и кулисы. Это очень удобно, можно сделать декорации за счет любой поверхности.
Сцена может подниматься на 90 градусов. Это сделано для того, чтобы люди в первых рядах смогли видеть проекцию, направленную на пол. Также на сцену можно установить накладной поворотный круг, который позволяет оперативно менять декорации.

Есть еще одна интересная особенность новой сцены – ее могут выложить до 5-го ряда, соорудив таким образом «шекспировский театр». В таких ситуациях кресла будут демонтировать и ставить по бокам.
Кресла, расположенные в зале, покупали в Виннице. Их тестировали и переделали под театр – изменили перила, укрепили спинку и сделали так, чтобы сидушка не «стучала». В театр по возможности старались покупать все украинское, за исключением тех вещей, которые не производят в Украине.
На сцене есть дождевая установка — ее в театре сделали практически сами, продумывая, как будет стекать вода. Под сценой спрятана ванна, и когда установка запускается, вода сливается в ванну, а благодаря специальной решетке капли не брызгают обратно на сцену. Под ванной закреплен поролон, чтобы вода меньше шумела. Без него эффект дождя получается мощнее, но в таких условиях актерам становится сложно говорить.
Спектакль с дождевой установкой – это потрясающее зрелище. Слышен звук воды, который льется с высоты 10 метров, можно уловить даже ее запах.
Помимо дождевой, есть снежная установка, она стоит на колосниках (решетчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций. — ).

В театре установлен один из самых современных звуковых пультов в мире, который находится в конце зала. На балконе размещается световой пульт.

Благодаря разнообразию эффектов, Театр на Подоле можно охарактеризовать как пространство с 5D. В нем есть даже голографическая пленка.

У нас есть голографическая пленка. С ее помощью можно будет сделать прямую трансляцию игры актера, который в момент спектакля играет роль из другой страны. Также с помощью пленки можно пускать запись игры артистов.
ЗАКУЛИСЬЕ
За кулисами сцены не так много пространства. Поэтому актеры и персонал театра во время спектакля выходят в коридоры, ведущие в другие помещения.

В каждом помещении за сценой есть монитор и звуковая колонка, которые транслируют происходящее на сцене. В душевых тоже есть звук. Такое оборудование помогает актерам не пропустить свой выход.

В четырех гримерных комнатах оборудованы 28 мест для актеров. Столы для грима лично разработал худрук Виталий Малахов, учитывая потребности артистов.

Каждый стол двигается, вмонтированные в него зеркала оборудованы светом. Возле них есть дополнительные ящики, в которые постоянные актеры театра могут переложить вещи, освобождая место гастрольной труппе.

О ПРИНЯТИИ ТЕАТРА И ЕГО ИСТОРИИ
На вопрос о том, перестали ли активисты Киева, которые были против постройки на Андреевском спуске, критиковать театр, Оксана отрицательно кивает головой.
"Нападки в сторону Театра на Подоле не прекратились, но возмущенных людей, приходящих на протесты, стало меньше.

Большая проблема в том, что многие вещи остаются за гранью понимания из-за отсутствия образования и представления о том, как все устроено. Но мы очень благодарны тем людям, которые возмущаются театром. За нами так пристально следят, что мы стараемся делать все хорошо.




Когда состоялось официальное открытие Театра на Подоле, в него пришло много публичных людей. Они осмотрели его и признали, что внутри он красивый, не страшный. Прежде всего театр — это станок, на котором делают спектакли. Его фасад это всего лишь оболочка.

Архитектор Олег Дроздов пытался вписать Театр на Подоле в Андреевский спуск, он старался, чтобы постройка «незаметно» влилась в улицу, соблюдая этажность окон и другие планы".
У театра не просто кирпичный фасад. Все кирпичи, которыми облицовано здание, собирали по Подолу с домов, которые ранее были разобраны или разрушены. Также в Театре на Подоле полностью восстановили подольскую кладку крыш, подобную той, которая была раньше в этой части Киева.
Театр пришел на Андреевский спуск задолго до появления новой постройки. В 1987 году актерам предоставили два помещения – деревянный купецкий дом, который располагался на месте нового Театра на Подоле, и соседнее здание.

Когда в Театр на Подоле пришли актеры, деревянное здание было с поломанным полом и дырявой крышей. После экспертизы в нем нашли грибок, поэтому постройку демонтировали. После этого начали делать план театра с колосниками, то есть традиционного театра, в котором можно менять декорации между актами.

Так, с 2008 года театр стал бетонной коробкой без коммуникаций, закончить которую не хватало финансирования. Его стены были изрисованы граффити, вовнутрь проникали бездомные. Виталий Малахов пытался охранять театр, но сделать это своими силами было сложно.

В 2015 году компания Roshen стала меценатом постройки, в итоге ставшей современным Театром на Подоле.

Несколько лет назад, когда труппе, которая 30 лет ждала своего дома, предложили помощь мецената, она, конечно, согласилась. Все сотрудники понимают: то, что внутри театра, важнее того, что находится снаружи.
КАКИЕ СПЕКТАКЛИ ПОКАЖУТ В ТЕАТРЕ
В афише Театра на Подоле уже есть спектакли, которые зрители смогут оценить до конца 2017 года.

11 ноября новую сцену откроет комедия «Сто тысяч» Ивана Карпенко-Карого, главную роль в которой исполнит Богдан Бенюк. Спектакль также покажут 14 и 15 декабря.

18 ноября — комедия-фарс «Предчувствие Мины Мазайло» от Николая Кулиша.

25 ноября и 6 декабря – мировая трагедия «Мать» авторства Карела Чапека.

28 ноября и 21 декабря — комедия-фарс «Фараоны» Алексея Коломийца.

2 декабря – сцены сельской жизни в «Дяде Ване» Антона Чехова.

9 декабря – драма «На дне» Максима Горького.

Эти спектакли будут в постоянном репертуаре Театра на Подоле.
Текст: Анастасия Сохач
Фото: Олег Переверзев
Made on
Tilda