Почему стоит посмотреть фильм «Лето»: современный и остроумный рассказ о юности Виктора Цоя
Кинорецензия

Почему стоит посмотреть фильм «Лето»: современный и остроумный рассказ о юности Виктора Цоя

23 июня 2018 | 10:30

Фильм «Лето», рассказывающий о молодости Виктора Цоя, выйдет в украинский прокат 28 июня. Realist уже посмотрел его и делится впечатлениями, а также тем, что нужно знать о Кирилле Серебренникове.

О режиссере

Перед тем, как описывать впечатления, стоит кратко напомнить о том, кто стоит за созданием «Лета». Имя режиссера Кирилла Серебренникова (известного также как художественного руководителя театра «Гоголь-центр») регулярно появлялось в прессе с середины 2017 года.

В августе Кирилла арестовали в Санкт-Петербурге прямо на съемочной площадке, где Серебренников работал с актерами ленты «Лето». Режиссера насильно увезли в Москву, где Кирилла обвинили в том, что он якобы виноват в хищении бюджетных средств (выделенных на театральный проект «Платформа»). Сам Серебренников назвал обвинения в свой адрес «абсурдными».

Когда Серебренникова поместили под домашний арест, в его поддержку выступили десятки известных актеров и других деятелей культуры. Они подчеркивали, что доказательства в деле против Серебренникова были сфабрикованными.

Несмотря на сложные времена в жизни Серебренникова, режиссер с помощью творческой команды смог завершить фильм «Лето» — он монтировал картину, находясь под домашним арестом.

В мае 2018 года фильм «Лето» попал на Каннский кинофестиваль, где боролся за «Золотую пальмовую ветвь» и был удостоен премии за лучший саундтрек. Из-за ареста Кирилл Серебренников лично не смог присутствовать на премьере своей ленты. Однако в Каннах его поддержала творческая группа фильма, которая пришла на красную дорожку с изображениями Серебренникова и призвала освободить режиссера.

О сюжете

Фильм «Лето» рассказывает о самом начале творческого пути Виктора Цоя и группы «Кино», о его взаимоотношениях с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко, его женой Натальей и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года.

В основу «Лета» легли воспоминания Натальи. По словам сценаристов ленты Михаила и Лили Идовых, их подход к сценарию был не только документальным: «Нам важнее было уловить дух событий, нежели их точный порядок и хронологию. Этот фильм — музыкальная фантазия на тему субъективных воспоминаний».

Об актерах

Найти артиста, который сыграет рок-музыканта, ставшего кумиром для многих поколений, задача не из простых. Ее решение по задумке Серебренникова воплощали четыре человека.

Виктора Цоя в фильме сыграл корейский актер по имени Тео Ю — его зритель все время видит на экране. Тео не владеет русским языком, поэтому свою роль он выучил фонетически, а его реплики озвучивал певец Денис Клявер, известный многим как солист группы «Чай вдвоем». Вокальные партии за Тео Ю исполнял музыкант-самоучка из Якутии Петр Погодаев, а гитарные партии играл гитарист Герман Осипов.

В роли Майка Науменко в фильме снялся Рома Зверь — солист группы «Звери». Несмотря на то, что многие критиковали его, Рома был единственным кандидатом на эту роль. В кадре он действительно напоминает Науменко, даже отлично копирует интонацию Майка, поэтому роптать на него несправедливо.

Наталью Науменко сыграла Ирина Старшенбаум, она в кадре смотрится очень уместно и естественно. Никита Ефремов исполнил роль Боба, в котором без труда можно узнать Бориса Гребенщикова.

Также в одной из сцен фильма появляется Лия Ахеджакова — она играет хозяйку квартиры, в которой собирается молодежь, чтобы послушать группу «Кино».

О впечатлениях

На первых минутах фильма «Лето» замираешь от смешанных чувств — трепета ожидания и боязни разочароваться. Ведь вот-вот появится Виктор Цой и станет ясно, стоит ли вообще «воскрешать» его на экранах.

Проходит время, мы видим выступление Майка Науменко, а затем его знакомство с Цоем, которое происходит на пляже. Виктор затягивает припев из своей песни «Бездельник», а Майк подсказывает ему, что тут стоило бы добавить затяжное «о-о, мама, мама». В тот же день компания, с которой пришел Науменко, громко распевает строчку о бездельнике, подхватив ее мотив.

И тут, сидя в кресле кинотеатра, понимаешь, что тебе нравится это кино. Эти черно-белые кадры. Эти герои, чьи песни до сих пор помнят наизусть. В этот же момент становится страшно, что до конца фильма осталось еще много, и его может испортить любая неудачная реплика или исковерканный факт. Но этого не происходит, «Лето» до самых последних минут держит высокую планку.

Что касается фактов, то в фильме много деталей, которые с легкостью узнают поклонники Цоя. Например, группа «Кино» одно время использовала драм-машину, так как их барабанщика забрали в армию. То, что музыканты выходили на сцену Ленинградского рок-клуба в рубашках с жабо, тоже правда. Это были первые публичные выступления группы в романтико-героическом стиле, от которого они очень быстро отказались, отдав предпочтение черному цвету.

А в те моменты, когда сценарий уходит в фантазию, Серебренников выводит на первый план персонажа-скептика, выходящего с табличкой «этого не было». Благодаря такому хитрому приему, режиссер позволяет дать себе волю и добавить к фильму музыкальные вставки. Так появляются пассажиры трамвая, поющие песню Игги Попа «The Passenger» или незнакомая дама, чей рассказ переходит в композицию «Perfect day» Лу Рида.

В фильме «Лето» вообще невероятно много отсылок к музыке, которую слушали Майк Науменко и Виктор Цой. Это дает понимание того, что их формировало, чем они жили и к чему стремились. Но при этом совершенно не стоит ждать от ленты рассказа о том, как Цой стал великим музыкантом. Серебренников лишь показывает зрителю 19-летнего Виктора, которому нравится играть свою музыку, а людям вокруг него — слушать эти песни.

«Лето» — это современный рассказ о молодости поколения, жившего в 80-е. Это очень остроумный взгляд на эпоху, когда музыканты разрушали все запреты. Это лента, которая не отпускает даже во время титров, в которых играет «Кино».

Когда фильм в Каннах увидели иностранные критики, многие из них сетовали на «нераскрытый сюжет», вероятно, ожидая увидеть эпизоды с пиком карьеры Виктора Цоя. Но обращать внимание стоило на совсем другое. Пожалуй, лентой по-настоящему могут насладиться те, кто прошел через советский быт или слышал о нем от родителей. К счастью, у нас даже самые обычные моменты фильма вызывают интерес и улыбку. Взять хотя бы распевание песен в коммуналке или устройство в музыкальный клуб, который создали «чтобы показать, что рок-музыка — это не кабак какой-то и не подворотня».

Чем закончилась история жизни Виктора Цоя, все хорошо знают. «Лето» же напоминает нам о его юности, увековеченной в музыке. И это прекрасно.

Читайте также: 5 лучших документальных фильмов о музыкантах

Зеленский во время "Рамштайна" ответил, какое оружие больше всего нужно Украине
26 апреля 2024
Глава Пентагона ответил, когда в Украине появятся первые истребители F-16
26 апреля 2024
Доллар продолжает падение: какими будут цены на валюту после выходных
26 апреля 2024
Администрация Государственной специальной службы транспорта получила нового руководителя
26 апреля 2024
Правительство сохранило действующий тариф на электроэнергию для населения, однако лишь до контретной даты
26 апреля 2024
Две страны ЕС рассматривают возможность создания логистического спеццентра для боеприпасов HIMARS
26 апреля 2024
Зарплаты в Украине растут - в правительстве назвали причины увеличения выплат
26 апреля 2024
К годовщине Чернобыльской катастрофы НБУ вводит в обращение новую памятную монету - как она выглядит
26 апреля 2024