“Они не состарятся”: как режиссер “Властелина колец” восстановил хронику Первой мировой войны
Хроника одной войны

“Они не состарятся”: как режиссер “Властелина колец” восстановил хронику Первой мировой войны

19 октября 2018 | 11:05

На Лондонском кинофестивале состоялась мировая премьера новой работы Питера Джексона, режиссера кинотрилогий «Властелин колец» и «Хоббит». Документальный фильм «Они не состарятся» (They Shall Not Grow Old) фокусируется на британских солдатах, сражавшихся на Западном фронте в Первой мировой войне.

По словам Джексона, «Они не состарятся» — его самый личный фильм. Его он посвятил памяти деда, который сражался в британской армии с 1910 по 1919 год. Кроме того, участником Первой мировой войны был сам Джон Р. Р. Толкин, книги которого экранизировал режиссер. Толкин отправился на фронт в июне 1916-го, сражался в нескольких битвах, болел окопной лихорадкой и потерял большую часть своих товарищей. Переживания кровавой войны, а также последовавшей за ней Второй мировой, писатель перенес в мир фэнтези.

«Для того, чтобы полностью прочувствовать тяжесть военной тьмы, нужно побывать под ней лично, но спустя годы всё чаще забывается, что быть схваченным войной в юношеском возрасте в 1914-м ничуть не менее ужасно, чем в 1939-м и последующих годах. В 1918-м почти все мои близкие друзья были мертвы», — писал он в предисловии ко второму изданию «Властелина колец».

В отличие от культового фэнтези, новый фильм Питера Джексона не прячет реальных исторических событий за красивыми метафорами. Он полностью реалистичен, и сам по себе является большим техническим достижением.

Команда Питера Джексона оцифровала, отреставрировала и перевела в цвет хронику, снятую 100 лет назад.

Джексон попросил архивные записи у Имперского военного музея (Лондон) и канала BBC, а затем использовал все имеющиеся в его распоряжении технологии, чтобы звук, скорость и цвет хроники стали привычными для зрителей XXI века.

«Я хотел пройти сквозь туман времени и вывести этих людей в современный мир, — говорит Джексон о фильме. — Таким образом, они могут снова обрести человечность, а не выглядеть как фигурки Чарли Чаплина в старинном архиве».

Используя мощь наших компьютеров, мы стерли технические ограничения 100-летнего кино, чтобы увидеть и услышать мировую войну так, как они ее переживали.

Питер Джексон  

В производстве фильма было много разнообразных проблем. Так, кадровая частота современного кино — 24 кадра в секунду. В архивных хрониках Первой мировой войны она составляет всего 10−16 кадров в секунду, из-за чего видео выглядит прерывистым и ускоренным. Чтобы заполнить пробелы и создать недостающие изображения, команда Джексона использовала компьютерную графику.

Затем начался кропотливый процесс окраски каждого кадра пленки. Также Джексон использовал чтецов по губам и актеров, чтобы выяснить, что говорят солдаты и оживить их речь на экране.

«Результаты потрясающие, — пишет издание Fandom. — Комбинация древних и современных технологий дает голос поколению, которое давно исчезло».

«Они не состарятся» — это история Первой мировой войны, рассказанная солдатами на линии фронта. Закадровый текст, который слышат зрители — это интервью с теми, кто действительно служил на Западном фронте. Но история начинается еще до того, как они туда попали — с объявления войны и пьянящего волнения, которое охватило Британию. Добровольцами могли стать мужчины от 19 лет, но подростки 15−18 лет также лгали о своем возрасте, чтобы присоединится к «цивилизованной войне» и «веселью». Их энтузиазм и оптимизм выглядит душераздирающие.

Сначала хроники показывают, как «тощих детей» превращают в солдат — одевают в форму, обучают маршировать и кормят яблочным джемом. Затем обучение становится более серьезным: мальчики получают оружие и учатся убивать. Спустя всего шесть недель их отправят во Францию на войну, и в этот момент фильм станет цветным и осязаемым.

В окопах солдаты прячутся от пуль и мин. Зловоние от гниющей плоти убитых товарищей привлекает огромных крыс. Еще один убийца — горчичный газ (иприт), который Германия впервые применила против англо-французских войск в июле 1917 года.

Недостаток кадров сражений Джексон компенсирует иллюстрациями из журнала War Illustrated. Когда убийства прекращаются, фильм продолжает рассказ о людях, которые хоронят своих павших друзей в братских могилах. Из 600 солдат, участвовавших в задокументированной битве, вернулись только 100.

В своем фильме Джексон демонстрирует и другую сторону конфликта — дух товарищества, которое возникло между солдатами в более спокойное время. Герои едят, бреются, поют, играют и даже ходят вместе в туалет. «Они не состарятся» наполнен улыбками и смехом, который напомнит о том, что солдаты — это обычные люди, которые попали в необычные обстоятельства.

Особый интерес вызывают материалы, касающиеся немецких военнопленных, захваченных в конце конфликта. «На экране нет гнева или ненависти. Враждующие солдаты общаются, шутят и даже вместе ухаживают за ранеными», — пишет Fandom.

Голоса англичан объясняют, что они чувствовали уважение и симпатию к своим немецким противникам. Обе стороны не могут объяснить конфликт и соглашаются с тем, что война бесполезна и бессмысленна.

Документальный фильм Питера Джексона «Они не состарятся» будет транслироваться на канале BBC One и в Имперском военном музее.

Подготовила: Марина Нижник

Читайте также: «Номера» Олега Сенцова: как заключенный режиссер участвует в съемках своего нового фильма