Кино

Не «Призраком в доспехах» единым: как Запад экранизирует мангу и аниме

30 марта 2017 | 17:25

Американские блокбастеры на основе комиксов выходят в прокат несколько раз в год и собирают пристойную кассу. Но киноиндустрия США эксплуатирует не только героев Marvel и DC.

30 марта в украинских кинотеатрах стартовал «Призрак в доспехах» — фантастический боевик, основанный на одноименной манге Масамунэ Сиро.

Манга (японские комиксы) — краеугольный камень массовой культуры Японии. Рассказываем, как американские режиссеры пытались адаптировать ее для западного зрителя.

Плачущий убийца (1995)

«Плачущий убийца» — классическое кино эпохи видеопрокатов. Молодой Марк Дакаскос с татуировкой дракона ловко уничтожает плохих парней и защищает возлюбленную. Сюжет нехитрый, чего не скажешь о его первоисточнике.

Манга Кадзуо Коике была в Японии бестселлером с 1986-го по 1998 год. В центре истории — убийца Йо, загипнотизированный и обученный китайским мафиозным кланом «108 Драконов». Молчаливый киллер совершает преступления в состоянии транса, но искренне жалеет каждую жертву. Все меняется, когда случайным свидетелем убийства становится хрупкая художница с сильным характером и твердым намерением помочь герою справиться с демонами прошлого.

Манга получила аниме-адаптацию и три экранизации, две из которых сняли в Гонконге. Фильм с Дакаскосом сегодня кажется наивным, но японский колорит и аккуратная операторская работа выделают его из легиона штампованных боевиков 90-х.

Спиди Гонщик (2008)

На момент выхода фильм сестер Вачовски получил в основном негативные отзывы, однако сегодня его называют недооцененным. Красочный спортивный экшен основан на японской анимационной франшизе 60-х «Mach GoGoGo». Это история о юном гонщике, который использует сконструированный отцом автомобиль Мак-5 для борьбы с преступниками.

Студия Warner Bros. планировала производство фильма с 1995 года. В разное время на главную роль приглашали Джонни Деппа, Зака Эфрона, Шайу ЛаБафа и Джозефа Гордона-Левитта, а режиссерское кресло пророчили Гасу Ван Сенту и Альфонсо Куарону. В результате фильм достался Вачовски, съел феноменальный бюджет ($ 120 млн), провалился в прокате и заслужил репутацию «Форсажа» для маленьких. Что ж, маленьким тоже нужен адреналин.

Олдбой (2013)

«Олдбой» Спайка Ли принято считать американской версией культового южнокорейского триллера Чхан Ук Пака, но в основе обоих фильмов — японская манга Гарона Цутия. Главный герой — человек, 10 лет находившийся в частной тюрьме. После внезапного освобождения ему предстоит найти похитителей и понять причину заключения. История потрясающе глубокая, драматичная и мрачная, не характерная для популярных западных комиксов.

Американская экранизация, в отличие от корейской, получила отрицательные отзывы и провалилась в прокате. Средний рейтинг фильма на IMDB — 5,8 из 10. Кинокритики сходятся во мнении, что ремейк Спайка Ли получился поверхностным и не добавил ничего нового к работам его предшественников. Спорить не приходится: в 2008-м телеканал CNN назвал «Олдбой» Чхан Ук Пака одним из десяти лучших азиатских фильмов в истории. Учитывая «соседей» в лице Акиры Куросавы, Вонга Кар Вая и Такеши Китано, это о многом говорит.

Тетрадь смерти (2017)

Министерство культуры Японии включило работу Такэси Обаты и Цугуми Обы в список лучшей манги всех времен, а ее аниме-адаптация в 2006 году стала популярной во всем мире. Остается лишь гадать, почему в США так долго откладывали производство собственной версии оригинального сюжета.

В 2016 году права на экранизацию «Тетради смерти» приобрела стриминговая компания Netflix. В центре истории — честолюбивый юноша, получивший возможность вершить правосудие с помощью загадочной тетради. Каждый, чье имя окажется на ее страницах, умрет так, как того пожелает владелец. Теперь герою предстоит осознать, можно ли добиться блага для одних, убивая других.

Поклонники истории уже посмотрели тизер Netflix и осознали, что создатели перечеркнули оригинальный концепт: главный герой не дотягивает до хладнокровного интеллектуала, невесть откуда взялась любовная линия, а детектив-антагонист из дауншифтера превратился в активиста.

Наруто (в разработке)

«Наруто» — популярное подростковое фэнтези о ниндзя со сверхспособностями. Манга публиковалась с 1999-го по 2015 год, в Японии и за ее пределами было продано более 200 млн экземпляров. В 2006 году в США манга стала в один ряд с бестселлерами «Код да Винчи» и «Мемуары гейши».

В Голливуде по достоинству оценили коммерческий успех «Наруто»: компания Lionsgate приобрела права на экранизацию, назначила режиссером Майкла Грэйси («Величайший шоумен Земли»). Съемки могут стартовать уже в 2017 году. Учитывая популярность франшизы, продюсеры уже сейчас могут рассчитывать на пристойные кассовые сборы.

Акира (в разработке)

Манга Кацухиро Отомо «Акира» и ее аниме-адаптация 1988 года — важная веха мировой научной фантастики. В 90-х история о тоталитарном городе-государстве Нео Токио после Третьей мировой войны пробудила интерес к аниме во всем мире. Согласно сюжету, военные проводят эксперименты по созданию мощного биологического оружия, а в стране распространяется религиозный культ Акиры — сверхчеловека, который изменил историю. Герои — банда байкеров, которые случайно ввязываются в события, о которых гражданские знать не должны.

Правами на экранизацию «Акиры» владеет Warner Bros, но съемки до сих пор не стартовали. Изначально разрабатывать проект согласились братья Хьюз («Книга Илая», «Из ада»), затем появились слухи, что его поручили Кристоферу Нолану. Вероятно, создатель «Темного рыцаря» смог бы справиться с задачей, но информация не подтвердилась. По последним данным, режиссерское кресло достанется Жауме Серра.

Почему у Голливуда не складывается с Японией

Ни в одной стране мира индустрия блокбастеров не достигла таких высот, как в США, а создатели фильмов по комиксам зарабатывают огромные деньги (мировые сборы «Мстителей» — $ 1,519 млрд). Но выводить на рынок незнакомого героя с непонятными проблемами и мотивацией слишком рискованно, потому основные ставки делают на классических персонажах.

Японская массовая культура построена на специфических жанровых законах, символах и типажах, которые часто отсекают, чтобы сделать продукт более понятным для западного зрителя. Однако зачастую именно эти особенности объясняют его успех на родине. В результате неумелой адаптации человек, не знакомый с первоисточником, получает неадекватное и скучное кино, а фанат разочаровывается на этапе трейлера и принципиально отказывается его смотреть. Фильм не окупается, и в будущем продюсеры не хотят поддерживать дорогую экранизацию. Будем надеяться, что «Призрак в доспехах» разорвет этот порочный круг, а дивный новый мир японской манги вырвется наконец на большие экраны.