REALIST | ИНТЕРВЬЮ
«У звезды из РФ больше не будет 80% рынка»
Музыкальный критик Игорь Панасов о взлетах и падения новой волны украинской музыки
Три года назад всплеск патриотизм, спрос на все украинское, санкции и квоты помогли проявиться нашим артистам и потеснить российских «братьев» по шоу-бизнесу. Появились новые имена, украиноязычные хиты и клипы с миллионами просмотров. О том, продолжается ли революция и будет ли контрреволюция, об импортозамещении Светланы Лободы и математике ONUKA, о мечтах и заработках молодых артистов Realist поговорил с музыкальным критиком Игорем Панасовым.

— Общество долго не интересовалось украинской музыкой и в 2014-м начало глотать ее просто большими порциями. Люди, которые делали работу для очень узкой аудитории, вдруг оказались востребованными. Появились новые площадки, новые фестивали. Тот всплеск запомнился людям, стал новой поворотной точкой. Тогда заговорили о том, что появилась новая волна, новое поколение украинских артистов. И, естественно, то что происходит в начале, всегда ярче, всегда запоминается крепче. Потом начинается рутинная работа. Не могут появляться звезды — даже не звезды, а особенные таланты — «пачками».
Realist
И что происходит сейчас?
И. Панасов
Сейчас идет период закрепления одних и отката других. Многие артисты, подававшие надежды, начинают проседать. Для того, чтобы держаться в информполе, надо записывать хорошие песни, думать об их эффектной подаче, уметь преподносить себя медиа и т. д. Далеко не каждый с этим справляется в силу разных причин, в первую очередь из-за отсутствия нормального музыкального менеджмента. Творческой энергии достаточно, а людей, которые в нужное русло ее направляют, до сих пор немного.

Но ни группа O.Torvald, ни группа Vivienne Mort, ни Иван Дорн в 2014-м не были на том уровне известности и востребованности, на котором они находятся сейчас. Дорн был туго понят аудиторией и очень медленно «заходил» в головы к людям. Мы не сразу осознали, что он — мотор, который меняет музыкальное пространство. На него смотрят, понимают, что можно быть успешным с таким материалом, и пробуют сами. Monatik два года назад не мечтал о тысяче зрителей, а теперь к нему на концерт выстраивается километровая очередь. И в следующем году мы увидим людей, которые двинулись за ним, мы услышим интересную танцевально-подростковую музыку. А за группой O.Torvald и за вечным двигателем «Океаном Эльзы» стоит еще десяток групп, которые постепенно накапливают песни и аудиторию. Например, Detach — дошли до супефинала шоу «Х-Фактор». У «Без обмежень» есть три-четыре песни, которые везде звучат.

Идет рутинная работа. Нарастает слой за слоем, новые имена формируют вокруг себя свою аудиторию. Это самый правильный и здоровый процесс, хотя он и незаметен со стороны. Так и насыщается рынок.
Realist
А революционным путем мы его насытить не можем?
И. Панасов
Революция уже случилась. Она состоит в том, что люди, для которых событием было только приезд RHCP или Depeche Mode на «Олимпийском», теперь ждут с нетерпением концерт Pianoбой или ONUKA с оркестром. Украинцы обратили внимание на тех, кто живет и занимается музыкой рядом с ними, и поняли, что есть кого любить здесь, есть кого уважать и есть за кем следить.
Realist
Воспользовались ли наши артисты историей с санкциями в отношении российских артистов?
И. Панасов
За эти три года резко вверх пошла LOBODA. Она в 2014-м и сейчас — две большие разницы. Форсажем для певицы стали «40 градусов», и за этой песней пошел хит за хитом. Оля Полякова расширила аудиторию. Сейчас у нее масштабные шоу, видно, что в них вложена куча денег. Есть Олег Винник. Это человек, на которого, как крысы на дудочку, идут десятки тысяч людей, он собирает стадионы. Кто-то говорит, что он «украинский Стас Михайлов» — в том смысле, что от его концертов женщины получают исключительное удовольствие. Причем, у него поклонницы разного статуса, вкусов, возрастов. Еще есть Ирина Федишин — как Винник, только в юбке. Артистка, которая работает в стилистике группы «Мираж» и выступает по три раза в день, так расходятся билеты на ее концерты.

Все эти люди и захватили часть внимания, которое украинская публика уделяла Ваенге, Михайлову и прочим «Игорям Крутым».
Realist
Украинский рэп тоже укрепил позиции?
И. Панасов
У нас есть рэпер Ярмак, у него во «ВКонтакте» 700 тысяч подписчиков. Есть андеграунд: «Курган & Agregat», которые поют на суржике и это очень смешно. У этого есть своя аудитория, которая постоянно растет. Есть…
Realist
«Грибы»?
И. Панасов
Это не вполне украинская музыка. «Грибы» — проект продюсера Юрия Бардаша, владельца музыкального лейбла «Кружева». Он произвел на свет Quest Pistols, его жена – певица Луна. Это человек из Алчевска, но он давно и прочно укоренил свой бизнес в России, а в создании «Грибов» просто участвовали музыканты из Украины. Авторы проекта по всем законам маркетинга вычислили, что есть запрос на поп-рэп, мелодичный, легкий, под который можно «подергаться», отдохнуть. В эту «дыру» они и загнали «Грибы». Отличный бизнес-проект.
Realist
У кого еще из наших звезд просчитан успех?
И. Панасов
Если говорить о примере очевидном, когда есть и расчет, и вдохновение, то это – Вакарчук. Он по образованию физик и лирик по состоянию души. Он явно сочетает талант писать песни на кураже и умение просчитать пошагово, как это должно быть сделано и продвинуто, чтобы собрать на концерте 70 тысяч человек.
Realist
А есть расчет в ONUKA?
И. Панасов
Вакарчук — один музыкант, сочетающий математику и талант, а ONUKA – это два таких человека. Есть Ната Жижченко, солистка, пропитанная украинской традицией. И есть Женя Филатов, который понимает всю математику построения музыки. Он с уважением относится к тому, что знает Ната, и придает этому форму.

В ONUKA есть расчет в том, как они продвигают проект. Они не гонятся за количеством, они пишут четыре песни в год, но меняются шоу, стилистика, подача. Идет внутреннее развитие.
Realist
Что будет, когда санкции будут сняты, когда спадет напряжение и к нам опять поедут на гастроли россияне?
И. Панасов
Этот вопрос я сам задаю во время интервью. И большинство людей, которые разбираются в шоу-бизнесе и что-то в нем значат, вне зависимости от своей политической позиции, говорят: «Да, Олег Газманов и Стас Михайлов опять соберут аншлаги». И я не смею с ними спорить. За три года не может уйти любовь, которая была накоплена за 20-30 лет. Да, кто-то может отказаться от своего кумира из-за того, что изменил свое отношение к России в целом. Но миллионы не смогут это сделать – эти песни много значат для них, с ними связаны их юность, влюбленности, другие важные события. И как только война закончится, как только спадет напряжение, будут сняты запреты, к нам начнут приезжать россияне. Но к тому времени и свои артисты поднимутся еще на три-четыре деления на шкале успеха. У звезды из РФ больше не будет 80% рынка, но свои 30%, я предполагаю, они иметь будут.
Realist
О чем мечтают молодые музыканты?
И. Панасов
Большинство мечтает, чтобы музыка была их работой, чтоб им не надо было сидеть в офисе и ради зарплаты занимать х***ей, которая им не по душе. Я знаю, что некоторые музыканты, у которых мало концертов, подрабатывают тем, что делают аранжировки другим артистам, обслуживают их как звукорежиссеры или саундпродюсеры. Такие взаимные услуги помогают держаться на плаву.

Еще есть десяток групп, которые катаются с гастрольными турами по клубам Европы. Сейчас – барьеров нет. Хочешь выступить в Европе? Садись, рассылай е-мейлы, пиши директорам клубов: «Вот наши треки, мы хотим к вам приехать». Есть группа Stoned Jesus, которая отсылали 1000 таких писем и получали на них 50 ответов. При этом им 25 раз сказали «нет», 20 раз — «может быть», но пять клубов были согласны их принять. Они ехали в эти пять городов, но с каждым следующим туром количество клубов становится все больше и больше. И пусть, такие группы чаще всего выступают в заведениях на 200-300 человек, но дают от 7-8 до 25 концертов в нескольких странах. Каждый такой концерт сближает музыкальный процесс в Украине с мировым. Кроме того, у кого гонорар в валюте, у того большой потенциал при нынешнем курсе евро-гривна.
Realist
И по-прежнему можно заработать на корпоративах?
И. Панасов
На корпоративах очень резко упали гонорары. Сергей Притула рассказывал мне, что раньше поработать ведущим на мероприятии с бюджетом в $100 тыс. было также просто, как чихнуть. Но бюджеты упали в 5-7 раз, и если раньше приглашали 2-3 звезды топового уровня, то сейчас в лучшем случае одну, а к ней в поддержку — молодежь из «третьего эшелона». И это дает возможность проявить себя, ведь для кого-то кризис – это возможности. Другое дело, что ребятам говорят: «Сыграй «Мурку», а свое не надо».
Realist
Как изменилось качество украинской музыки?
И. Панасов
Чем больше слушаешь, тем больше «мусора» попадается. Чем шире замер, тем больше «отходов».
Realist
Но, наверное, в Британии и чуть выше уровень «отходов»?
И. Панасов
Конечно, там индустрия другого возраста, потенциала. То, что мы отстаем лет на 30 – нормально. Главное, что мы движемся. И скорость значительно выше, чем 15 лет назад. Сейчас не нужно тратить кучу денег, чтобы записаться и стать известным. Вопрос в том, чтобы было движение. Чтобы таланты отбирали продюсеры, чтобы медиа уделяли внимание достойным. У нас очень слабые звенья всей музыкальной индустрии. Сделать запись – только начало, надо ее продвигать, надо презентовать, надо работать над шоу. И музыкант не сможет сидеть сразу на пяти стульях — нужно брать несколько человек в команду. А вот с этим сейчас все обстоит, мягко говоря, не очень. Профессионалов пока еще немного.
Realist
Нужна революция?
И. Панасов
Самые надежные рынки индустрии создаются эволюционным путем.
Общался: Влад Абрамов
Made on
Tilda