REALIST | интервью
Моше Реувен Асман:
«Ни у кого нельзя отбирать бизнес!»
Главный раввин Украины — об украинском еврействе, принципах ведения бизнеса и библиотеке Шнеерсона
На следующей неделе, 1 июня, отмечается один из важных иудейских праздников — Шавуот. Это праздник Синайского откровения, дарования еврейскому народу Торы на горе Синай. Именно это событие можно считать одним из основополагающих в истории и еврейского народа, и всей западной цивилизации, основанной на авраамистической традиции. Именно текст Торы стал базисом сначала для христианской Библии, а позже — для Корана, священной книги Ислама.

Иудаизм и еврейская община сегодня играют важнейшую роль в жизни современной Украины. И ключевой фигурой в этой истории является главный раввин Украины Моше Реувен Асман — один из выдающихся лидеров украинского еврейства. В новейшей истории Украины он показал полную самоотдачу и готовность поддерживать все важные для украинского общества трансформации. Ярый противник коммунизма, он был объявлен "враждебным элементом советской власти" еще в начале 1980-х годов, допрашивался в КГБ за его религиозную деятельность.

Во время Революции достоинства раввин принимал активное участие в жизни Майдана, организовал первую отправку раненых с Майдана на лечение в Израиль в начале марта 2014-го. В том же году он спасал жизни и судьбы еврейских беженцев с территории АТО. Несколько десятков семей нашли приют в пансионате в Шполе, который был выкуплен раввом Моше. Люди были обеспечены всем необходимым для жизни. А уже осенью 2014 года, под Киевом, благодаря Моше Реувену Асману началось возведение городка Анатевка — поселка для вынужденных переселенцев, с новыми жилыми домами, детским садиком, школой и всем необходимым для жизни. Анатевка — это легендарное название, известное всему миру по сочинениям Шолом-Алейхема.
Моше Реувен Асман сопровождал визиты в Израиль и президента Петра Порошенко в 2015 году,
и премьер-министра Владимира Гройсмана в 2017-м, благословляя их у Стены Плача.
Фото: Шимон Бриман (Израиль)
В эксклюзивном интервью Realist'у Моше Реувен Асман рассказал об одном из самых влиятельных движений в современном иудаизме — ХАБАД, к которому он сам принадлежит. К евреям ХАБАД относятся многие знаменитые люди мира, например, дочь президента США Иванка Трамп. Также мы говорили о еврейском подходе к бизнесу, семье, духовности и других важных для иудаизма и Украины вопросах.
В хасидизме есть много течений и направлений. Бреславские хасиды, чернобыльские, ХАБАД. Пожалуйста, объясните — в чем основные отличия этих направлений?
— Хасидизм зародился на землях Украины в XVIII веке благодаря Баал-Шем-Тову — великому мудрецу и чудотворцу. У Баал-Шем-Това было много последователей, и у его великого ученика, Межеричского Магида, также были ученики. Каждый из них стал основателем своего направления. Это была эпоха цадиков, ребе, или адморим. Цадик, в переводе с иврита, — праведник, а ребе — учитель и руководитель поколения.

Все названные вами направления иудаизма различаются акцентами служения Всевышнему. Я сам принадлежу к этому направлению ХАБАД Любавич, хотя и являюсь главным раввином Украины, относясь ко всем одинаково хорошо и помогая всем.

Слово ХАБАД — это сокращенная аббревиатура трех уровней понимания мира, понимания Бога: Хохма, Бина, Даат. Хохма означает некую точку в сознании, когда человек понял что-то, осознал нечто, еще не сформулированное. Хохму также называют отцом. Бина — это аналитический подход, или мать. Когда человек начинает анализировать и раскладывать по полочкам то, что он понял. Даат — это ребенок, знание, которое сформировалось в результате этого процесса. Поэтому направление в иудаизме называется ХАБАД, один из принципов которого — понять Всевышнего своим сознанием, умом.

Любавич — это название местечка в Беларуси, где жил и работал первый раввин ХАБАДа. Его зовут Шнеур Залман из Ляд — в честь местечка Ляды в Беларуси, где он также жил и учил. Любавич — это Любовь, Любовь к ближнему. Это качества сердца человека. Первый Любавичский ребе выработал принцип: «Мозг должен властвовать над сердцем и чувствами».

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что в других направлениях хасидизма считается, что мозг — это источник сомнений, а сердце всегда чистое, потому по духовному пути нужно идти сердцем. Так считают, например, в брацлавском хасидизме, к которому принадлежит рабби Нахман — цадик, похороненный в Умани.

А Любавичский ребе сказал, что мозг — это источник сомнений, его и нужно «захватить». И в результате духовной работы мозг должен стать источником качеств эмоциональных.

Теперь объясню это на примере. Допустим, как в современном мире понимают любовь? Почему бывает, что люди полюбили друг друга, заключили брак, а через неделю — развелись?
Потому что, это была не та любовь?
— Нет. Потому что настоящую любовь может рождать только наше сознание. Так говорится о любви к Всевышнему. Если человек вдумается в Его величие, в то, как он управляет миром и как создал его, то из этих размышлений о величии творца рождается любовь. Так же, из размышлений, рождается и любовь к человеку.

Чувства без участия мозга кратковременные, хотя в современном мире часто считается наоборот. Бывает, что люди страстно любили друг друга, но вдруг — они делят имущество, с судами, адвокатами! Как это может быть? Потому что они, начиная отношения, не подумали, как будут жить.

Поэтому в иудаизме женятся по шидуху — сводничеству. Хотя современными людьми это может восприниматься с улыбкой, но самые крепкие браки — именно такие, когда со стороны было видно, кто кому подходит.
Но разве не считается, что браки заключаются на небесах?
— Да. Но в иудаизме брак — это начало любви. А в современном мире брак — это последствие любви. Так говорит моя жена.

Царь Соломон, у которого было очень много жен, в книге Притч сказал: «обман привлекательность, и пустое красота. А женщина, боящаяся Бога, — прославится». Хотя сейчас люди смотрят на другое.
Как удается сохранить традиционные ценности среди еврейского народа? Например, в Израиле произошло очень серьезное разделение на светских и религиозных людей. Многие соблюдают шабат, но в ежедневной жизни они не религиозны.
— Возможно, с внешней стороны это видится так, но в иудаизме нет разделения на светских и религиозных. В иудаизме каждый еврей более или менее, но соблюдает заповеди. Всего есть 613 заповедей, но не все из них возможно соблюсти в настоящее время, так как сейчас нет Храма. Есть много постановлений мудрецов, обычаев и т. д. Сказать, кто менее, а кто более религиозный — непросто.

Самая большая заповедь — это любовь к ближнему. Если человек одет по правилам, но не любит ближнего, то он — не религиозен.

Например, есть такая заповедь, что если ты будешь идти вдоль дороги и увидишь птицу в гнезде, то возьми себе птенцов, а птицу — отпусти. Такая заповедь может человеку ни разу в жизни и не встретиться.

Птицу нужно отогнать. В Кабале написано, что крик птицы пробуждает милосердие. В Торе же написано, что эта заповедь дается для того, чтобы продлились дни жизни человека. И Раши, величайший комментатор Торы, пишет, что если за такую заповедь продлевается жизнь, то что же полагается за другие?

В Торе есть заповеди, связанные с материальными и духовными вещами. Но Тора не делит вещи на духовные и материальные. Наоборот — Всевышний сотворил материальный мир не просто, чтобы от него уйти, а чтобы в этом мире делать свою работу, осветить его и раскрыть в нем присутствие Всевышнего. Поэтому большинство заповедей связаны с материальными делами.
Еврейский бизнес очень рациональный. Но как люди на практике находят грань, чтобы вести бизнес рационально и жестко, и в то же время придерживаться сердца?
— Тора дана не для ангелов, а для людей. Если написано: «не воруй», «не убивай» и т. д., то так написано не потому, что этого не существует, а потому, что есть люди, которые так, с прискорбием, поступают. Тора дарована, чтобы исправлять людей и говорить: не ходи такой дорогой.

У нас есть книга «Шульхан Арух», в которой собраны все еврейские законы. В «Шульхан Арух» включены четыре трактата, один из которых посвящен как раз имущественным вопросам, убыткам, ущербам и др. К сожалению, эту книгу изучает очень мало людей.

В «Шульхан Арух» есть законы о том, как правильно делать бизнес. И многие законы в современном мире пошли именно из Талмуда и еврейской традиции. Например, нельзя делать наценку свыше 1/6 от стоимости предмета. Если стакан стоит 10 гривен, то наценка на него должна составлять не более 1,6 грн. Потому что маржа свыше — это уже обман.

Далее, есть страшный закон Торы, по которому нельзя не только пользоваться неправильными гирями, но нельзя даже держать такие гири в доме. Потому что все меры должны быть справедливыми. И так далее.
Насколько люди следуют этим предписаниям?
— Многие их просто не знают. Например, как про неисправленные весы. В Торе прямо написано, что такие весы не могут даже находиться в доме человека. Или про взятки — которые запрещено давать судьям. Нельзя даже дать судье взятку, чтобы он судил справедливо. Потому что невозможно, чтобы человек судил верно, получив деньги. Он все равно склониться в сторону дающего.
Вы говорили, что судебная реформа должна быть переломной точкой в истории Украины. Почему?
— Это одна из самых важных стратегических вещей, которая может переломить все ситуацию в лучшую сторону. В Торе есть принципиальная заповедь — для всего человечества. Создать справедливые суды. Без них ни одна страна не может существовать.

Отмечу, что соблюдающие люди в Израиле идут сначала в раввинский суд, и только если раввинский суд не выносит решение, идут в гражданский.
— Насколько сильной и важной является поддержка со стороны евреев США и других стран для украинских общин, в том числе по защите интересов евреев в Украине?
— Я не считаю, что нужно спекулировать еврейством. Дело не в том, что у евреев нельзя отбирать бизнес. Ни у кого нельзя отбирать бизнес! Украина должна быть страной закона. И бизнес нужно строить, а не отбирать.

Мне очень нравится американская модель общества. Там любой человек, не давая взятки, может добиться чего угодно — даже стать президентом. Когда Рейган стал президентом США, в СССР смеялись, что какой-то актер стал первым лицом государства. А на самом деле, если даже актер может стать президентом, насколько это великая страна для человека, и чего в ней может добиться человек!
Традиционный мотив в еврейских притчах такой: человек жалуется, ноет, а потом встречает раввина, который советует поблагодарить Всевышнего за то, что у тебя такие сложности. Он благодарит Всевышнего, и у него все налаживается, все идет самым наилучшим образом! Насколько часто такая ситуация случается? Люди, которые к Вам приходят — как часто с ними происходят изменения?
— Это зависит от самого человека. У меня есть теория, что мы сами являемся источниками своих болезней и проблем. Часто Всевышний присылает людям возможности, а люди сами их не берут. Но чтобы что-то получить, заработать, нужно трудиться. В Торе сказано: «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой».

До хасидизма в иудаизме были распространены посты, аскезы, самоистязания. Человек уходил на годы от семьи в скитания и т. д.

Баал-Шем-Тов же сказал, что служить Всевышнему нужно в радости! И что искренней молитвой можно быть ближе к Творцу, чем через самобичевание. Служить нужно в радости, и об этом говорит Любвичский ребе.
— Благодаря чему ХАБАД стал самым влиятельным движением в современном иудаизме? Меня очень впечатлило, что Иванка Трамп, когда стало известно о победе ее отца на выборах в США, поехала на охель седьмого Любавичского ребе в Нью Йорке.
— Она была там и до победы своего отца на выборах. В чем сила ХАБАД? Расскажу на примерах. Шестой Любавичский ребе — Йосеф Ицхок Шнеерсон — был главой ХАБАД в самое тяжелое время, при СССР. В 1927 году он был обвинен и посажен в тюрьму в Ленинграде на Литейном. Его приговорили к смертной казни за то, что он распространял иудейство и Тору. Чудом этот приговор заменили на каторгу и ссылку. Когда чекист приставил ему пистолет к виску, ребе сказал, что «запугать можно того, у кого один мир и много богов. А у меня — один Бог и два мира».

Он смог уехать из Ленинграда, и через Ригу, Берлин и Париж приехал в США. Ему говорили, что в США делать нечего, потому что в США все евреи — светские. Но ребе Ицхок Шнеерсон сказал, что нет разницы, и начал распространять Тору в США.

Его зять, Менахем-Мендл Шнеерсон, ставший седьмым Любавичским ребе, распространял знание о Торе по всему миру. Он благословлял своих посланников ехать по всей планете и ставил перед ними задачу — через распространение Торы и принципов иудаизма привести божественное присутствие и Мессию в наш мир. Исправить наш мир к лучшему.

Сегодня в любой стране, в любом городе есть ХАБАД. И мы не централизованные, а децентрализованные. Нет единого центра управления ХАБАД, но есть единые принципы. Благодаря этому, когда в 1994 году Седьмой Любавический ребе ушел из этого мира, движение не увяло, а расцвело и начало развиваться активно по всему миру.

Раз в год мы приезжаем на собрание посланников Любавичского ребе в Нью Йорк. Там собирается 4000 человек!
Седьмой Любавичский ребе раздавал тем, кто приходил к нему, купюры по одному доллару. Почему именно доллар?
— Потому что доллары — это единственная валюта, на которой написано In God We Trust. К седьмому ребе приходили десятки тысяч человек, и каждому из них он раздавал по одному доллару. Этим жестом он призывал людей давать цдаку — заниматься благотворительностью. Символичность послания в виде одного доллара: «Прибавьте к этому доллару еще, и идите делать цдаку».

В Торе благотворительность — одна из самых больших заповедей. Цдака на иврите происходит от слова «цедек» — справедливость. Согласно Торе, 10% денег человека ему изначально не принадлежат, он обязан раздать их среди тех, кто нуждается. Но это не милостыня, а как налог Всевышнего.

Даже бедный, который сам живет со цдаки, должен дать 10% полученного на справедливость. Мы в ХАБАД даем не 10%, а 20%. Сказано, что цдака спасает человека от смерти и приближает Мошиаха.

Самая же большая благотворительность — не дать человеку упасть. Если ты видишь, что кто-то поскользнулся, ему нужно помочь. И еще важно, что сейчас в Украине, в такое сложное время, люди становятся волонтерами, жертвуют в помощь ближнему. Раньше в таких объемах люди друг другу не помогали.
В чем разница в еврейских общинах в Украине и России?
— Я никогда не говорю людям, за кого голосовать, не использую свое положение, чтобы говорить, кого из политиков поддерживать. За исключением конечно запрета голосовать за фашистов, коммунистов. Тех, кто античеловечен, кто несет угрозу обществу, поддерживать нельзя.

Вы знаете, при СССР меня однажды прописали в газете «Ленинградская правда» как антисоветчика. Я хорошо помню то тяжелое для всех людей время.

В настоящем же в Украине мы можем говорить все, что хотим — и за, и против правительства. А в России — у них есть только один выбор, вплоть до высылки раввинов из России за их взгляды.
Пожалуйста, объясните — в чем суть судов между американским и российским ХАБАД вокруг библиотеки Шнеерсона?
— Библиотека Шнеерсона — это 20 тыс. бесценных книг, принадлежащих шестому Любавичскому ребе. Когда в 1927 году он выезжал из СССР, ему помогала супруга Максима Горького, Екатерина Пешкова. Ребе сказал, что он не покинет СССР без своих книг. И он смог вывезти в США собственную библиотеку — однако, не всю. Часть книг остались в Ростове и Москве. Шестой Любавичский ребе сказал, что эти книги принадлежат всему ХАБАД, но должны находиться в Бруклине, Нью-Йорк. Более того — Любавичский ребе даже сказал, что от освобождения этих книг зависит приход Мошиаха.

Ребе послал четырех раввинов в Россию, чтобы они вывезли эти книги в США, в том числе раввина Ицхака Когана, который сейчас — раввин синагоги на Бронной в Москве, и раввина Борух Шломо Кунин — главного раввина Калифорнии.

Берл Лазар, главный раввин России, договорился с Владимиром Путиным, чтобы книги отдали в Музей толерантности в Москве. Там они находятся до сих пор. Хотя хозяином книг был Любавичский ребе, и книги должны быть там, где сказал ребе.
Какие книги находятся в библиотеке Шнеерсона в Москве?
— Много книг. Талмуд, другие книги иудаизма. Например, там есть сидур Баал-Шем-Това (сидур — молитвенник. — R0).
Что происходит с возвратом религиозных ценностей в Украине? Мы знаем, что государство держит в архивах сотни свитков Торы, мегилат Эстер и другие религиозные ценности иудаизма. Эти ценности были украдены во время погромов НКВД. Там в архивах никто ими не пользуется. Вместо того, чтобы возвратить эти ценности в синагоги, где им и место.
В Днипре несколько свитков Торы передали во временное пользование общине, сроком на 5 лет. Вашей общине свитки Торы передали всего на год. Почему это происходит? Почему Украина не вернет синагогам то, что было украдено НКВД?
— Я судился с архивом из-за свитков. Большие юристы сказали мне, что судиться бесполезно. Тогда я взял самого простого юриста, чтобы он заполнил бумаги, и я сам пошел в суд. Когда я пришел в первый суд, оказалось, что моему делу дали номер 613. Это удивительно! Потому что в Торе — 613 заповедей, и я судился, чтобы вернуть свитки Торы еврейской общине! И эти суды мы выиграли.

Позже, на праздник Хануку, 70 депутатов торжественно внесли в синагогу 13 свитков — Торы и мегилат Эстер. И сегодня я могу сказать, что мы отстояли часть своих ценностей, и вернем все остальное, что было украдено НКВД.
Вы часто используете понятия справедливости и закона. Если смотреть с точки зрения справедливости и закона, почему Украина, при огромных возможностях и ресурсах, не может никак вырваться из неопределенности и тяжелой ситуации? Как нам выйти на новое положительное качество?
— Есть такое понятие — «совковость». Насколько я знаю, Польша в свое время убрала полностью всю старую номенклатуру из всех органов управления. Всех представителей старой советской номенклатуры они убрали, и пригласили на все посты абсолютно новых людей.

Как раз сейчас я сажаю в Анатевке траву. Мне сказали, что нужно три раза пересадить траву и перепахать почву, чтобы не росли сорняки — иначе сорняки не дадут расти траве. В Украине же все, что было в СССР, осталось.
Как Вы стали раввином?
— Родился я в Петербурге, а моя супруга — из Харькова. Я заканчивал обычную советскую школу, и также учился в подпольной ешиве в Ленинграде, у стариков из поколения, которые просидели за веру по 20 лет в сталинских тюрьмах. Это помогло мне узнать правду.
Как Вы приняли решение идти по этому пути?
— Увидел правду, и пошел.
Маргарита Ормоцадзе

Сергей Лямец
Фото: Олег Переверзев
Made on
Tilda