Кино

Кошмары детства: 5 фильмов, которые пугали, а теперь смешат

18 ноября 2017 | 09:30

Ужасный пришелец, панночка и барахлящий телевизор — чего мы боялись в прошлом веке.

«Заклятие долины змей» (1987)

Режиссер: Марек Пестрак

В ролях: Кшиштоф Кольбергер, Роман Вильгельми, Ева Салацка

Пожалуй, нет больше такого фильма, который бы на долгое время лишил сна столь огромное количество людей, чье детство пришлось на 90-е. Правда, большинство из них вряд ли что-то из него запомнили, кроме здоровенных резиновых змей и кошмарного мутанта из финала картины.

Польско-советский ответ «Индиане Джонсу» рассказывает о похищенной из индокитайского храма реликвии — голове змеи, усеянной драгоценными камнями. Спустя 30 лет после этой кражи французский наемник, собственно, и стащивший древнюю вещицу, в компании ученого и парижской журналистки снова отправляется в Индокитай — разгадать загадку таинственной штуковины.

В джунглях их ожидают змеи (кстати, большинство пресмыкающихся самые настоящие — их привезли для съемок из Ашхабада), таинственные пещеры, предательства и даже русский шахматист на УАЗике. Все это заканчивается той самой жуткой сценой, в которой жидкость из вскрытой амфоры, найденной в джунглях, заставляет злого ученого Бричера превратиться в ужасного монстра.

Несмотря на то, что «Заклятие долины змей» чем-то напоминает творения Эда Вуда, фильм в СССР посмотрели 32 млн зрителей. Примерно половина из которых, видимо, до сих пор вздрагивает, вспоминая это кино.

«Вий» (1967)

Режиссер: Георгий Кропачев, Константин Ершов

В ролях: Леонид Куравлев, Наталья Варлей

«Вий» 1967 года, где в главных ролях сыграли более привычные на то время своими комедийными ролями Леонид Куравлев и Наталья Варлей, попортил нервы зрителям куда больше, нежели корявая экранизация «Вий 3D» 2014-го. Картина Кропачева и Ершова — еще один советский хит: в 1968 году его посмотрели 32,6 млн жителей страны.

Кроме того, что картина действительно получилась жутковатой, она довольно быстро обросла нехорошими легендами. Актриса Александра Завьялова, которая изначально должна была играть Панночку, якобы перед самыми съемками сильно заболела. Потом из гроба уже во время съемок, едва не убившись, выпала Наталья Варлей.

Поговаривают, что в выстроенную на «Мосфильме» для съемок церковь без лишней надобности старались не заходить. Сцены в церкви, где мертвенно-бледная Панночка летает в гробу и жутко пучит глаза, а всякая нечисть беснуется и бегает по стенам, даже сегодня выглядят, мягко говоря, пугающе.

Кстати, для массовки набрали карликов. А для роли Вия взяли штангиста — костюм чудовища был настолько тяжелым, что актеры не могли долго в нем ходить. В общем, все было не зря — этот фильм до сих пор может напугать особо впечатлительных зрителей.

«Нечто» (1982)

Режиссер: Джон Карпентер

В ролях: Курт Рассел, Кит Дэвид, Уилфорд Бримли

Ставший классикой хорроров фильм Карпентера сегодня выглядит даже немного забавно. Если кто забыл или не видел этот «ужастик», напомним — дело происходит на американской исследовательской базе в Антарктике (одного из полярников играет юный и тогда еще не слишком известный Курт Рассел).

Туда в теле симпатичной лайки заявляется инопланетная тварь, которая может принять облик любого живого существа. Отрезанные от цивилизации и до смерти перепуганные полярники вынуждены вычислять, кто из них все еще человек, а кто — кровожадный паразит-пришелец.

Одна из самых жутких сцен — когда мерзкое существо под действием электрошока являет перед скривившимися от отвращения людьми свое истинное обличье. Из грудной клетки одного из полярников вылезает отвратительная тварь, откусив перед этим руки доктору. А затем претерпевает еще несколько метаморфоз. Одна из них — гадкая голова на паучьих лапах — до сих пор является одним из символов хоррора 80-х и детским кошмаром для нынешних 30−40-летних.

«Полтергейст» (1982)

Режиссер: Тоуб Хупер

В ролях: Крэйг Т. Нельсон, ДжоБет Уильямс, Беатрис Стрэйт

Строго говоря, показывать этот фильм детям — преступление против неокрепшей психики. А вот в 90-х его запросто можно было обнаружить на VHS-кассетах в милых подборках вместе с какими-нибудь «Каспером» и «Охотниками на привидений». Мы, например, после просмотра панически боялись барахлящих телевизоров — когда вместо изображения на экране появлялось серое мерцание.

В мистической драме 1982 года рассказывалось о дружной американской семье, которая, ни о чем таком не подозревая, переезжает в новый дом. Они же не знали, что новое семейное гнездо построено на месте старого индейского кладбища. И что духи остались крайне недовольны такими изменениями. А потому принялись строить жуткие козни новым жильцам.

Тут вам и ползающие среди ночи туда-сюда игрушечные клоуны, и летающие предметы, и исчезающие дети. Полный набор, одним словом. Конечно, на фоне нынешней киномистики «Полтергейст» — детский лепет. Но людям, которые умудрились посмотреть его в возрасте 10−15 лет, сегодня даже в голову не придет посмотреть эту жуть еще раз.

«Муха» (1986)

Режиссер: Дэвид Кроненберг

В ролях: Джефф Голдблюм, Джина Дэвис, Джон Гец

Этот фильм живого классика мирового кинематографа пугал не только откровенно отвратительными образами, но еще и цеплял за живое самой трагической историей, в нем изложенной.

Главный герой, молодой блестящий ученый (обаятельный красавец Джефф Голдблюм), занимается изучением вопросов телепортации и конструирует специальный агрегат. Поэкспериментировав на обезьяне, он решает опробовать телепорт на собственной шкуре.

Но во время опыта в устройство залетает муха. Ну, и пошло-поехало. Поначалу главный герой чувствует себя прекрасно. Затем обретает сверхспособности — нечеловеческую силу, умение бегать по потолку и все в таком духе.

Но первый восторг быстро сменяется ужасом. Понемногу ученый мутирует в муху. Зрителю приходится проходить весь этот путь вместе с ним — наблюдать за тем, как у Голдблюма отваливаются ногти, зубы и волосы, а мерзкая щетина и другие неприятные штуки появляются и растут. Зрелище, мягко говоря, не из приятных. А учитывая, что у героя есть любящая девушка (Джина Дэвис), которая также вынуждена переживать весь этот кошмар, история к тому же обретает невероятный трагизм.

В общем, картина била по детской психике молотком. Излишне впечатлительным людям, пожалуй, все-таки не стоит пересматривать этот фильм даже сейчас.