Сериалы

«Игра престолов»: разбор эпизода и неудач в обороне Винтерфелла

30 апреля 2019 | 14:20

«Долгая ночь» — третий эпизод восьмого сезона «Игры престолов», в котором разворачивается грандиозная полуторачасовая битва за Винтерфелл с армией Короля Ночи. Мнение зрителей об этой серии кардинально расходятся: некоторые восторгаются эпичными батальными сценами и победой сил добра, тогда как другие ругают темноту и отсутствие военной стратегии. Так, американское издание Wired провело детальный анализ ошибок, которые союзники совершили в сражении с нежитью.

В тексте есть спойлеры.

В начале 82-минутного эпизода коалиция живых готова дать окончательный отпор силам Короля Ночи. С военной точки зрения, именно он является центром притяжения войны, и если герои его убьют, у них есть шанс победить орду нежити.

Со своей стороны, Король Ночи заинтересован в Бране Старке — «офицере разведки», который может видеть прошлое и будущее. Осознавая свою ценность, Бран добровольно выступает приманкой для врага. Военный совет соглашается: это лучший (и единственный) способ выманить Короля Ночи из-за заслона его армии. Кроме того, это входит в священную военную традицию бросать офицера разведки под «танк».

Сначала план союзников выглядит нормально, но позже оказывается, что их силы находятся в полном беспорядке.

В первую очередь союзникам следовало бы создать зону поражения — пространство с препятствиями, которые позволяют разделить и уничтожить силы противника прямой атакой и огнем с закрытых позиций. Вместо этого они оставили поле перед Винтерфеллом открытым, и слабая стратегия, которую они разработали, рушится еще до начала битвы.

Возьмем кавалерию дотракийцев. Выдвижение этого отряда вперед от основной линии пехоты было правильным, но дотракийцам приказали атаковать еще до того, как силы врага стали понятными и видимыми. Этот ход предсказуемо заканчивается гибелью кавалерии, которую разжевывают и выплевывают в лобовой атаке. Так союзные войска остаются без разведывательных средств.

Вопросы вызывает и атака с закрытых позиций. Любой офицер полевой артиллерии скажет, что крупнокалиберное оружие для стрельбы с закрытых позиций должно быть защищено, чтобы поддерживать окружающие подразделения. Но союзники разместили свои батареи требушетов между отрядами кавалерии и пехоты. После единственного обстрела в поддержку нападающих дотракийцев, они полностью отказались от оружия массового поражения.

Если бы метательные машины располагались за заградительным рвом, который защищал замок, они могли бы продолжать обстрел и освещать территорию. Их неудачное расположение оставило пехоту без помощи «каменного дождя».

Самый мощный и наиболее часто используемый актив союзных войск — «авиационная поддержка» двух драконов Дейенерис Таргариен. Их она использует для поддержки наземной обороны и воздушного сражения с единственным зомби-драконом Короля Ночи. Такое многоцелевое использование — рискованный шаг, поскольку ее силы не могут сфокусировать огневую мощь ни в одной из миссий. В конечном итоге приводит к тому, что наземные командиры теряют поддержку с воздуха, когда больше всего в ней нуждаются.

Дейенерис и Джон Сноу совершают первые вылеты над линиями союзников, но никто из них не ведет разведку линий противника. Они также не пытаются нанести первый удар по силам Короля Ночи и атакуют слишком поздно.

Белые Ходоки создают снежную мглу, в которой оба дракона теряют ориентацию, возможность вести разведку и защищать наземные силы. В результате испуганная пехота принимает на себя колоссальный удар, нежить быстро прорывается через первую линию обороны, врезается в Безупречных в арьергарде и неминуемо приближается к стенам Винтерфелла. На этом этапе боя битва на земле скрыта непогодой, и поддержка с воздуха не видит сигналов со стен, чтобы зажечь рвы. Сделать это с помощью огненных стрел не получается, и лишь «бог из машины» — леди Мелисандра — активирует огонь с помощью магии.

Горящие рвы успешно размечают линии для атаки драконов, которые сжигают нежить по всему периметру. Наконец, союзники создали препятствие между собой и врагом. Но при этом ни лучники, защищающие стены, ни драконы не сражаются с неподвижной нежитью, застывшей у рвов. Это явно упущенная возможность.

По сигналу Короля Ночи нежить прорывает огненные рвы по мосту из собственных тел. Только после их успешного прорыва защитники пытаются применить силу, но к тому времени армия тьмы уже атакует стены Винтерфелла.

Одной разрушительной вылазки Короля Ночи и его дракона достаточно, чтобы прорваться сквозь стену. Нежить быстро достигает внутреннего двора замка, где отдельные лица и небольшие группы солдат продолжают оборону. На этом этапе операции все тактики и стратегии заканчиваются: женщины и мужчины сражаются сами за себя.

В небе начинается бой драконов, Король Ночи падает на землю, однако попытка Дейенерис сжечь его огнем оказывается неэффективной. Лидер нежити поднимает новую армию из павших, и в результате его магии мертвые в склепах и замке также возвращаются к жизни в качестве вражеских бойцов. Без оружия женщины и дети, спрятавшиеся в крипте, становятся уязвимой целью, и многие из них погибают.

Дальнейшие события, казалось бы, не оставляют союзникам шанса на успех. Дейенерис падает с дракона и вынуждена сражаться на земле. Джон Сноу скован огнем зомби-дракона, и не может помочь Брану. Теон Грейджой заканчивает свою одинокую оборону, и обе стороны достигают своих конечных целей: Король Ночи приблизился к Брану, а союзники вытянули его из водоворота нежити.

В этот критический момент Арья Старк выполняет намерение командира: нейтрализовать Короля Ночи. Когда она бросается на него сверху, враг блокирует ее атаку, но не видит, что это всего лишь обман. Арья наносит удар снизу, убивая Короля Ночи. Удар уничтожает Белых Ходоков и армию нежити, превращая верное поражение в неожиданную победу. Будучи нетрадиционной, атака Арьи вписывается в четкие рамки общей цели союзников, а сама она заслуживает похвалы за проявление индивидуальной инициативы. Но, по сути, в грандиозной битве силам живых пришлось полагаться исключительно на драконье крыло и молитву Арьи Старк Богу Смерти — «не сегодня».