Донбасс, СБУ и кино: зачем смотреть фильм об оккупации Славянска
Кино

Донбасс, СБУ и кино: зачем смотреть фильм об оккупации Славянска

7 декабря 2016 | 16:43

За документальную картину «Люди, которые пришли к власти» ее режиссеров заподозрили в сепаратизме.

В открытом доступе в интернете появился нашумевший документальный фильм украинского режиссера и публициста Алексея Радинского и его польского коллеги Томаша Рафы «Люди, которые пришли к власти».

Рискуя в любой момент быть подстреленными или задержанными боевиками, кинематографисты снимали картину в марте — апреле 2014 года на Донбассе — в самом начале вооруженного конфликта. Фильм показали в рамках Одесского международного кинофестиваля, а также фестиваля «Docudays UA», где он получил главную награду.

Судьба фильма сложилась довольно неожиданным образом. Возможно, документалка молодых режиссеров осталась бы незамеченной широкой публикой, как это часто бывает с отечественными картинами этого жанра, и привлекла бы внимание только узкой аудитории. Но в конце ноября грянул громкий скандал.

22 ноября в рамках проекта «Передвижной Docudays UA» картину продемонстрировали студентам Николаевского национального университета им. В. О. Сухомлинского. Прямо во время пар собрали в большую аудиторию, где по неизвестной причине также присутствовали члены «Украинского выбора» Виктора Медведчука. Об этих «гостях» ничего не знали ни авторы фильма, ни представители Docudays UA.

Очевидно, учащиеся этого вуза не сумели критически осмыслить увиденное — в фильме Радинского и Рафы нет закадровых комментариев и вообще какого-либо сопроводительного текста. Камера сухо фиксирует происходящее на востоке Украины в первые дни войны. Люди в кадре с георгиевскими лентами на груди сооружают блокпосты, мирные жители фотографируются на фоне вооруженных боевиков и баррикад, делятся своими горестями и надеждами на светлое будущее в составе России. Выкрикивают пророссийские лозунги и призывают Путина ввести на Донбасс миротворческий контингент. Студенты Николаевского университета восприняли картину «Люди, которые пришли к власти» как пропаганду сепаратизма и «русского мира» — и обратились в СБУ с жалобой.

Это событие возмутило и ужаснуло как самих авторов фильма, так и украинских участников культурного процесса. В защиту картины выступили режиссеры Сергей Лозница и Марина Врода, писатель и поэт Сергей Жадан, кинокритик и член Национального союза кинематографистов Украины Владимир Войтенко и многие другие.

Впрочем, пока что авторов картины в СБУ не вызывали — по словам, Алексея Радинского, юристы, сотрудничающие с кинофестивалем Docudays UA, подали запрос в спецслужбу о проверке фильма, однако пока никакого ответа не получили.

На фоне всего этого особо примечательна реакция на картину самих жителей Славянска, где проходили съемки два года назад. Фильм показали там 6 декабря, о чем на в Facebook написал сам режиссер.

«Вчера произошел самый важный показ фильма „Люди, которые пришли к власти“ — в Славянске, где он снимался. Мне казалось, что непосредственные свидетели событий могут иметь к фильму много претензий. Оказалось, что наоборот. В публике говорили, что им, в Славянске, смотреть все это очень интересно, но они не совсем понимают, чем этот фильм интересен, например, в Киеве (я ожидал противоположную реакцию). Фильм, по их словам, „очень документальный“», — написал Алексей Радинский.

Таким образом выяснилось, что, в отличие от николаевских студентов, обычные жители небольшого городка на территории военных действий прекрасно поняли разницу между документальным кино и пропагандой. Не смутило их даже отсутствие комментариев за кадром, оценивающих то, что происходит на экране.

В каком-то смысле вся эта неприятная, со скандальным душком история оказалась даже полезной — она вскрыла проблемы, которых в Украине либо не замечают, либо предпочитают игнорировать намеренно.

«В первую очередь, вся эта история свидетельствует о том, что многие не научились разделять предмет изображения и его значение, — поясняет „Реалисту“ Алексей Радинский. — Грубо говоря, „если показываете „русский мир“ — значит, пропагандируете его“. Это мышление, свойственное досовременному периоду, говорит о том, что в обществе напрочь отсутствуют механизмы критического мышления».

Удручает автора и то, что подобную реакцию его фильм вызвал именно у студентов.

«Очень показательно, что эта история произошла именно в университете, который, по идее, должен навыкам критического мышления обучать, но, конечно, этого не делает, — делится Радинский. — Кроме того, о полной деградации университета свидетельствует тот факт, что в его стенах нашлось место представителям политических сил, которые во многом виновны в разжигании войны в Украине и которые попробовали использовать наш фильм в своих целях. Эта попытка провалилась, и я за это даже, как ни странно, немного благодарен николаевским студентам. Было бы гораздо хуже, если бы местным политикам удалось воспользоваться фильмом».

По словам Алексея, один из выводов, который можно сделать из истории, произошедшей с его картиной: в нашем обществе упорно отказываются смотреть на то, как эта война начиналась и какими методами ее разжигали. А пока это не будет осознано, очень мало шансов закончить войну.