8 ноября в украинских кинотеатрах стартовал показ приключенческой драмы Ярослава Лодыгина «Дикое поле», снятой по роману Сергея Жадана «Ворошиловград». То, что Жадана называют современным классиком украинской литературы, а реклама «Дикого поля» несется отовсюду (даже из чеков известной сети супермаркетов), несомненно, заманит зрителя в кинотеатры. Но что он там увидит? Попытаемся разобраться.
Сюжет: Герман вынужден вернуться в свой родной городок на Донбассе. Его старший брат исчез, и теперь герою придется защитить семейный бизнес — старую бензоколонку. А вместе с ней — друзей детства и любовь в борьбе с теми, кто захватывает землю, превращая ее в кукурузные поля и железную дорогу, которая никуда не ведет. Чем закончится это ироничное и полное приключений путешествие?
Бюджет: 31 млн грн, 15,49 из которых предоставило Госкино Украины.
В синопсисе фильма можно выделить несколько ключевых тем: любовь, дружба, семья, борьба с рейдерством. В купе с заявленными жанрами «истерн» и «драма» они намекают на остроту и глубину сюжета. Однако в процессе раскрытия персонажей история получилась совсем другой, и вопросов после просмотра осталось много.
Дружба и семья
У главного героя Германа (кинодебют Олега Москаленко) пропадает брат. Работающий на бензоколонке Коча (Владимир Ямненко) просит его приехать: бизнес записан на Германа, и распоряжаться имуществом родственника придется ему. Вернувшись в городок, Герман собирается решить проблему за пару дней, продав заправку местным «кукурузникам». Никаких глубоких эмоций по поводу исчезновения брата он не выражает, как и ностальгии по родному дому, который ему придется защищать. И хотя ни Коча, ни механик Травма (Георгий Поволоцкий) не говорят Герману о том, что у брата с «кукурузниками» были проблемы, его постоянно упрекают за слабость и нежелание защищать «свое».
Ни символическая, ни материальная ценность бензоколонки в «Диком поле» не раскрыты. В начале фильм сопровождается нарративом: Герман объясняет, что в радиусе 70 км это единственное место, где можно заправить машину. Однако за весь фильм бензоколонкой ни разу не воспользовались по прямому назначению: она фигурирует как ночлежка, в которой отсыпается герой.
Что держит Кочу и Травму на бензоколонке — тоже непонятно. Их характеры и прошлое описаны Германом вскользь: Коча — постаревший босяк, который принимает аптечные препараты ради галлюцинаций, а Травма — суровый, но справедливый механик, который чинит в гараже двигатель. Они готовы пожертвовать ради бензоколонки жизнью, но мы не узнаем, чем вызвана их привязанность к этому месту.
Для людей, читавших «Ворошиловград», мотивация героев может быть более понятной, но это не является оправданием для фильма, который, по словам его создателей, следует разграничивать с первоисточником и не искать несовпадений.
Любовь
В фильме «Дикое поле» есть два женских персонажа, которые раскрывают характер Германа с разных сторон. Одна из них — бухгалтер Ольга (Руслана Хазипова из Dakh Daughters), которая обзывает Германа слабаком за мысли о продаже бензоколонки, но при этом организует встречу с рейдерами и даже не пытается объяснить давно живущему в другом городе человеку, чем они опасны и почему сохранить бизнес — дело его чести.
Вторая «дама сердца» Германа — школьница Катя (Евгения Муц), которая в поле подсолнухов прячется от «кукурузников», показывает герою грудь и спит с ним после того, как ее овчарку повесили. Кто и почему убивает собаку Кати, от кого она прячется и почему решается уехать из города после соития с Германом — загадка. Подразумевается, что все темные дела творят рейдеры, но мы их не увидим. Абстрактные плохиши в фильме творят зло только потому, что в истории обязательно должен быть антагонист.
Философия и мораль
Единственное, что существенно отличает Германа от злодеев — право на землю, где стоит бензоколонка. Герой не ставит перед собой сложных моральных вопросов, отправляясь на встречу с контрабандистами после того, как бандиты взрывают его цистерну с бензином. Решить проблему законным способом он не пытается: милиция (действие происходит в 2010 году) в фильме вообще не фигурирует, из-за чего история кажется камерной и неправдоподобной.
Отдельного внимания заслуживает Пастор — персонаж Алексея Горбунова. Он появляется в фильме из ниоткуда, за двумя бутылками портвейна проповедует Герману копеечную философию о божьем промысле и по какой-то причине становится его другом. Почему мужчины подружились, что между ними общего, почему Пастор едет искать затерявшегося в степи Германа вместе с Кочей и Травмой — неизвестно. Зрителю придется принять его присутствие как данность и отказаться наконец от оценочных суждений.
Визуальное повествование и диалоги
Крупные планы — характерный прием для вестернов. Так, в культовом фильме «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне в сцене с мексиканской дуэлью выделил на переглядывание героев целых 5 минут. Но при этом каждый план скрупулезно продуман, раскрывает напряжение и предельно накаляет обстановку. В «Диком поле» тоже много крупных планов, но они зачастую выглядят как стилизация, и вместо раскрытия характеров просто показывают внешность героев.
Также в фильме много необязательных диалогов, которые отвлекают внимание от сюжета и никуда не ведут — совсем как железная дорога, по которой колесит поезд антагониста. Недоумение вызывает и исчезновение нарратива: сначала историю рассказывает Герман, но закадровый голос пропадает и не возвращается даже в финале.
Концовка (осторожно, спойлер)
Фильм «Дикое поле» заканчивается ничем, и это вовсе не открытый финал в духе Дэвида Финчера. Кульминацией истории о борьбе с рейдерами становится убийство механика Травмы, которое нам не покажут. Режиссер ограничился звуком выстрела и огорченными лицами Германа и Кочи. В следующей сцене Герман сидит с упавшей со скутера Ольгой в больнице. Почему бухгалтер получила травмы — неизвестно: она выпала из повествования слишком давно, и вернулась лишь для того, чтобы произнести слово «похороны» — подтверждение, что Травма все же умер. Вишенкой на торте стала сцена перед титрами, в которой Пастор пересказывает историю пророка Даниила во львином рву и дышит огнем. Это и есть конец «Дикого поля».
Вывод
«Вышел такой коротенький пересказ или синопсис. Будто из художественного фильма сделали видеоклип. Если ты читал роман, то тебе интересно. А если не читал, то очень сложно получить какое-то представление», — так Сергей Жадан отозвался о комиксе на основе «Ворошиловграда», который в Украине издали в 2012 году. Эта характеристика хорошо подошла бы «Дикому полю», но сам Жадан остался фильмом доволен, и уже планирует с его режиссером Ярославом Лодыгиным новый проект — экранизацию романа 2017 года «Интернат». Нам же остается надеяться, что будущая работа станет полноценным фильмом, который смогут понять не только члены съемочной группы и читатели Сергея Жадана.
Читайте также: Что смотреть в кино в ноябре: главные премьеры месяца