Даррен Аронофски отвечает на вопросы о фильме «мама!»
LifeStyle

Даррен Аронофски отвечает на вопросы о фильме «мама!»

19 сентября 2017 | 17:00

После просмотра фильма «мама!» зрители, мягко говоря, запутались. Именно поэтому режиссер решил рассказать, что же там на самом деле произошло. Интервью с режиссером опубликовало издание Indiewire.

По условиям Аронофски, о фильме «мама!» (авторы настаивают на написании с маленькой буквы) не должно было быть известно ничего до его премьеры. Студии Paramount не оставалось ничего, кроме как согласиться на эти условия. Продавать кота в мешке не хочет ни одна студия. Хотя режиссер рассказал, что ему удалось быстро убедить Paramount не распространяться о его проекте: «Возможно, это было связано с тем, что я первым делом договорился с Дженн Лоуренс».

Paramount перенесла дату премьеры на месяц, чтобы дебютировать с картиной на Венецианском кинофестивале.

Тем временем Аронофски убедил Paramount пропустить предпремьерный показ фильма. Из-за этого студия попросила режиссера рассказать о фильме для прессы.

После бурной реакции на фильм на Венецианском фестивале создатели фильма «мама!» начали более подробно обсуждать картину уже на кинофестивале в Торонто.

В интервью режиссер пытался объяснить значение картины: «Прошу прощения за то, что я собираюсь сделать с вами».

К сожалению, Аронофски явно не думал об аудитории. Те зрители, которые уходили посреди сеанса, отзываются о фильме негативно. В США за две недели фильм собрал $ 7,5 млн. Мировые сборы составляют $ 13,5 млн при общем бюджете картины — $ 30 млн.

Дайте зрителям что-то абсолютно новое

Два года назад Аронофски написал сценарий фильма в заброшенном нью-йоркском таунхаусе. Работа продлилась пять дней. Вскоре он договорился с Лоуренс о главной роли.

«Все это копилось внутри довольно долго, — сказал он. — Это необузданно. Съемки — это слишком тяжелый процесс, поэтому в материал просто необходимо верить».

Сюжет фильма «мама!» разворачивается, как сюрреалистический пейзаж Сальвадора Дали, где на полу появляются кровавые уста. В этом доме есть дыхание, пульсирующее сердце.

Аронофски хочет снимать фильмы за пределами жанровых определений, уходить как можно дальше от этих структур, но так существует риск потерять аудиторию.

«мама!» — это яркий пример слишком дорогого и слишком смелого фильма, который все должны были понять.

«Аудитория хочет чего-то нового в кино. Я даю им что-то новое, а они говорят: «Что, черт возьми, это было?», — говорит Аранофски.

Правильный посыл и маркетинг в кино

Аронофски активно рассказывал о фильме в Twitter (252 тыс. подписчиков). В Торонто на фестивале Paramount раздавала распечатки «Молитвы матери».

Он потребовал, чтобы студия не показывала слишком много в трейлере и сохранила тайну. «Это редкость в наше время — как правило, вы видите весь фильм в трейлере», — говорит режиссер. На премьеру в Нью-Йорке участники были приглашены как на похороны. Возможно, тогда Аронофски еще не понимал, что это пророчество.

Аронофски надеется, что фильм по-прежнему вызывает споры. «Разговоры продолжаются, а это значит, что тема не закрыта», — сказал он.

Аллегории в фильме

Аронофский обращался к библейским мотивам в фильмах «Пи», «Фонтан» и «Ной». В них говорилось о Книге Бытия и Творении. С этим фильмом он рассказывает о шестом дне сотворения мира.

«Меня как писателя поразила молния, когда я осознал свои первоначальные намерения создать эту аллегорию в стиле Луиса Бунюэля, — сказал он, — взять часть мира, ограничить его и рассказать об обществе».

Библейские мотивы в фильме «мама!»

Согласно Библии, до того, как Бог создал человека, был Рай. Лоуренс — это Гея, или Мать-Земля. Она защищает живой, дышащий организм, который построила в идеальном доме.

Поэт/Творец — это Бог, который верит в человечество, питая его своими дарами. Когда у Поэта и Вдохновения рождается ребенок, человечество (гости) приносит ему подношения — фрукты и воду.

Вдохновение — она же Мать-природа, Дева Мария, греческая богиня или даже Муза (муж пару раз так и называл ее «богиней», а ее образ во время ужина в честь успеха книги напрямую ассоциируется с греческими стилевыми решениями) — рождает человечеству Спасителя. Но его убивают.

Природу терзают, ею пользуются. Апокалипсис (сожжение дома) — результат насилия над Землей. А все началось с разбитого камня, который из-за любопытства уничтожили гости семьи — мужчина и женщина (в титрах Мишель Пфайффер и Эд Харрис обозначаются именно так).

Здесь невольная ассоциация с Адамом, Евой и яблоком. Дом оказывается зараженным грехом Райским садом, а ранение мужчины в область ребер — не простое совпадение (Ева появилась из ребра Адама). Двое сыновей, один из которых убивает второго, — Каин и Авель. Библейский потоп, который выгоняет всех гостей.

Все, оказывается, просто и прозрачно, хотя и не сразу в этом потоке безумств представляется возможным сопоставить факты.

Тема славы в фильме «мама!»

Все, что рассказано в фильме, — очень личное для Аронофски. Он отмечает и другую интерпретацию этого фильма: как и он, Бардем — художник, который не занимается делом жизни и отвлекается на поиски славы и внимания. «Слава — чисто побочный эффект, — сказал Аронофски. — Многие заметили это. Это лишь потому, что у нас есть Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис и Мишель Пфайффер, которые занимаются папарацци и автографами».

Да, фильм также посвящен эгоизму в творческом процессе: «Я не прожил жизнь, в которой пожертвовал личной жизнью ради работы, но я действительно понимаю этот персонаж», — говорит режиссер.

Писатель-режиссер любит погружаться в древние религии (индуистская/ буддийская, реинкарнация также появляются в «маме!»): «Там есть образы. Это образы из самых старых историй человечества, на которых основаны три основные религии».

На вопрос, что за желтое зелье пьет главная героиня, когда беспокоится, Аронофски отвечает так: «Я никогда не отвечу на этот вопрос. Этот секрет я заберу в могилу».