Кино

Что нужно знать о мистическом триллере “Суспирия” и почему не смотреть его — нормально

22 ноября 2018 | 09:00

«Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все, — писал Оскар Уайльд в предисловии к „Портрету Дориана Грея“. — В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Если вы принимаете эту позицию, фильм Луки Гуаданьино «Суспирия», вышедший в прокат 22 ноября, можно смело смотреть в кино. Если же мысль кажется вам спорной, прочитайте рецензию Realist’а и хорошенько подумайте, нужен ли вам такой опыт.

Оригинал

«Суспирия» 2018 года является переосмыслением культового фильма итальянского режиссера Дарио Ардженто. В 1977 году он собрал множество хвалебных отзывов за то, что вывел жанр джалло из категории экранизаций бульварного чтива на совершенно новый эстетический уровень (изначально словом «джалло» в Италии называли дешевые детективы в желтых обложках).

«Суспирия» Ардженто яркая, театрализованная и психоделическая. Несмотря на саспенс и давящую музыку, по меркам современности фильм совсем не страшный: испугаться не дают гротескные декорации, неоновые цвета и наивные диалоги.

Джессика Харпер в роли Сьюзи Бэннион в "Суспирии" 1977 года
Джессика Харпер в роли Сьюзи Бэннион в "Суспирии" 1977 года

Сюжет

В центре сюжета новой «Суспирии» талантливая балерина Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон), которая в 1977 году приезжает в Берлин учиться в известной академии танцев Хелены Маркос. Академия по совместительству является ковеном ведьм, жестоко убивающих каждого, кто решает вывести их на чистую воду.

Пока Сьюзи учит сложную балетную партию, ее подруга Сара (Миа Гот) и психотерапевт Джозеф Клемперер начинают расследование загадочных исчезновений, которые произошли в академии после приезда Сьюзи.

Важное отличие новой «Суспирии» от оригинала — отсутствие в балетной школе мужчин. Для жанра джалло наличие эротики является определяющим, и в фильме Луки Гуаданьино ей тоже нашлось место. Но чувственность героинь направлена не на мужчин: они проявляют ее как часть своей животной природы.

Режиссура и сценарий

47-летний Лука Гуаданьино в интервью для Amazon признался, что впервые увидев «Суспирию» Ардженто в 13 лет, почти сразу решил перенести ее взрывные эмоции в новый фильм. Эту идею он вынашивал всю жизнь, но за дело взялся лишь состоявшись как режиссер с номинацией на «Оскар» и множеством фестивальных наград. Такая нерасторопность принесла плоды: будь Гуаданьино менее известным и почитаемым, подобная картина едва ли получила бы широкий мировой прокат.

Сценарий оригинального фильма перекроили, и дело не столько в его беспрецедентной кровавости, сколько в характерах персонажей и их поступках. «Это не просто ремейк, созданный с большим уважением к оригиналу, но еще и самостоятельное произведение, которое будет во многом отличаться», — предупреждала исполнившая несколько главных ролей Тильда Суинтон в интервью британскому журналу Total Film.

От «Суспирии» Дарио Ардженто в новом фильме осталась лишь канва, которую сценарист Дэйв Кайганич (сериал «Террор») и режиссер Лука Гуаданьино наполнили новым содержанием и раскрасили собственными красками. Яркой палитры 1977 года больше нет: «Суспирия» 2018 года холодная и мрачная, как зимнее небо над Берлином.

Палитра цветов новой "Суспирии" отличается от оригинала так же сильно, как и сценарий
Палитра цветов новой "Суспирии" отличается от оригинала так же сильно, как и сценарий

Не последнюю роль в фильме занимает тема немецкой вины во Второй мировой войне. Социально-политический контекст дает персонажам прошлое и делают историю более объемной. Так, мадам Бланк в ответ на предложение Сьюзи изменить танец, объясняет, каких трудов их труппе стоило поставить его в 1948 году, «когда женщины только рожали и делали то, что им говорят».

Разрабатывая сценарий, Кайганич посвятил много времени исследованию феминизма. Сценариста интересовало, каким было бы феминистское искусство в контексте оккультизма, и как повела бы себя группа женщин, наделенных практически неограниченной властью друг над другом. Сообщество ведьм получилось демократичным, но очень жестоким. При этом главным злом в фильме выступает власть, желание сохранить которую заставляет людей делать ужасные вещи.

В танцевальной академии Хелены Маркос не нашлось места для мужчин
В танцевальной академии Хелены Маркос не нашлось места для мужчин

Актеры и персонажи

Главная роль в новой «Суспирии» досталась Дакоте Джонсон, сыгравшей Анастастейшу Стил в фильме «Пятдесят оттенков серого». Но о первом знакомстве с актрисой лучше забыть: здесь ее героиня исполняет гораздо более важную и сложную партию, в которой не будет ни оттенка подчинения.

Роль Сьюзи Бэннион в новой "Суспирии" досталась Дакоте Джонсон
Роль Сьюзи Бэннион в новой "Суспирии" досталась Дакоте Джонсон

Стоячей овации заслуживает работа Тильды Суинтон, которая в «Суспирии» исполнила целых три роли — хореографа мадам Бланк, психотерапевта Джозефа Клемперера и ведьмы Хелены Маркос. В роли 82-летнего мужчины Суинтон абсолютно гармонична, и будет ничуть ни странно, если ей достанется престижная кинопремия за лучшую мужскую роль второго плана.

Тильда Суинтон в роли психотерапевта Джозефа Клемперера
Тильда Суинтон в роли психотерапевта Джозефа Клемперера

Блестяще справилась с ролью обезумевшей от страха танцовщицы Сары Миа Гот, знакомая нам по «Нимфоманке» Ларса фон Триера и «Лекарству от здоровья» Гора Вербински. Ее роль жертвы в фильме очень важна, потому что хорошо сыгранный страх передается и зрителям.

Миа Гот в роли танцовщицы Сары
Миа Гот в роли танцовщицы Сары

Актрисы, получившие роли ведьм-матрон в академии танцев, тоже проделали отличную работу. То, с какой обыденностью они творят ужасные оккультные ритуалы, заставляет в очередной раз задуматься, какие демоны могут прятаться в тихом омуте «простого человека».

Роли матрон танцевальной академии исполнили Ангела Винклер, Ингрид Кавен, Сильви Тестю, Рене Саутендейк
Роли матрон танцевальной академии исполнили Ангела Винклер, Ингрид Кавен, Сильви Тестю, Рене Саутендейк

В «Суспирии» нашлось место и для приятного камео. Актриса Джессика Харпер, сыгравшая Сьюзи в оригинальном фильме Дарио Ардженто, появляется на экране в роли Анке пропавшей во время войны супруги старого доктора Клемперера.

Танец

В оригинальной «Суспирии» очень мало балета, но Лука Гуаданьино использовал танец как важную часть сюжета: именно посредством танца в фильме творится магия.

Во время работы Дэйв Кайганич вдохновлялся немецкими танцовщицами Пиной Бауш и Мэри Вигман, а чтобы узнать о технических особенностях профессии, он несколько месяцев следил за хореографом Сашей Вальц. Повлиял на сценарий и образ Айседоры Дункан основоположницы свободного танца и жены Сергея Есенина.

Сложные танцевальные сцены в фильме поставил известный франко-бельгийский хореограф Дамьен Жале. Гуаданьино нанял его, увидев постановку «Медузы» в Лувре. Интересно, что на создание «Медуз» Жале вдохновила именно «Суспирия» Дарио Ардженто.

Танцы в фильме поставил франко-бельгийский хореограф Дамьен Жале
Танцы в фильме поставил франко-бельгийский хореограф Дамьен Жале

Техничная и дикая хореография Дамьена Жале в фильме накаляет атмосферу и создает ощущение ритуала. Сомневаться в том, что в финале нас ждет ужасающий шабаш, не приходится.

Кроме Дакоты Джонсон и Мии Гот, все ученицы академии Хелены Маркос являются профессиональными танцовщицами. Чтобы не сплоховать на съемках, Джонсон интенсивно тренировалась в течение года, проводя по 2 часа в день в танцевальной студии. Осенью 2016 года, примерно за два месяца до начала съемок, Джонсон и Гот начали репетировать хореографию по 6−8 часов в день.

Отдельного восхищения заслуживает сцена убийства студентки из СССР Ольги, которую сыграла хореограф Елена Фокина. Сверхъестественное искажение тела героини, ставшей жертвой колдовства, — не компьютерная графика, а ее собственные движения. Чтобы показать физические травмы, гримеры использовали протезы, но количество цифровой обработки в этой сцене минимально.

Профессиональная танцовщица Елена Фокина сыграла жуткую сцену убийства Ольги благодаря пластике своего тела
Профессиональная танцовщица Елена Фокина сыграла жуткую сцену убийства Ольги благодаря пластике своего тела

Музыка

Саундтрек для «Суспирии» написал фронтмен группы Radiohead Том Йорк, и это его первая работа в качестве композитора для полнометражного фильма. В записи участвовал Современный оркестр Лондона и хор, а сын Йорка Ноа исполнил партию на барабанах. Прекрасная меланхоличная музыка Йорка резко контрастирует со сценами жестоких ритуальных убийств, но это лишь добавляет «Суспирии» мистичности и красоты.

Вывод

«Суспирия» Луки Гуаданьино показательный пример кино для взрослых. Здесь нет сцен секса, но остальные атрибуты фильмов 18+ представлены в избытке. Если на экране кого-то убивают, это происходит с предельной жестокостью; если кому-то положено быть пугающим, рассчитывайте увидеть настоящее произведение отвратительного искусства; если кто-то начинает вести себя странно, он станет безумным до крайности.

Гуаданьино не делает поблажек для неподготовленной публики. Его «Суспирия» похожа на авангардный балет, и вполне естественно, что поклонникам классики она может не понравиться.

Допремьерный показ «Суспирии» покинуло множество зрителей, не ожидавших увидеть на большом экране сюрреалистичную смесь артхауса и кровавого слэшера. Упрекать сбежавших не приходится: такое кино действительно не подойдет расслабленной аудитории, которая выбрала сеанс наобум. Более того, не смотреть «Суспирию» абсолютно нормально (а для особо впечатлительных даже полезно). Но если вы остались довольны «Мамой» Даррена Аронофски, «Экстазом» Гаспара Ноэ и «Антихристом» Ларса фон Триера, добавьте «Суспирию» в копилку обязательных к просмотру фильмов.

Тильда Суинтон в роли хореографа мадам Бланк. Источник всех фото - IMDB
Тильда Суинтон в роли хореографа мадам Бланк. Источник всех фото - IMDB