18 лет любить одного артиста. Истории фанатов Земфиры
Люди

18 лет любить одного артиста. Истории фанатов Земфиры

27 декабря 2016 | 11:43

23 декабря в Москве официально закончился #z_tour2016 — самый масштабный тур Земфиры за последние лет десять. Одна из главных артистов современности объездила полмира — и напоследок выступила в Москве, чтобы «поставить точку дома».

Сейчас Земфира берет паузу. Обещает новые песни, которых поклонники ждут с 2013 года, когда вышел невероятно пронзительный альбом «Жить в твоей голове». Если любишь, то готов ждать — и тысячи фанов по всему миру ждут и прощают Земфире все.

Появившаяся на рубеже веков Земфира, остается феноменом современности, который объединяет тысячи людей. Корреспонденты Realist’a и еще два фаната Земфиры рассказывают, что певица значит для каждого из нас.


Митя Ятим, совладелец кофейни «Розумна кава» и бара «Малевич» в Киеве, побывал на около 40 концертах Земфиры в Украине, России, Грузии, Эстонии, Литве и Израиле. На концерте в Тбилиси в 2015 году подарил Земфире флаг Украины.

Впервые я увидел Земфиру по телевизору — это был клип на песню «Ариведерчи». Я еще не особо понимал, что происходит, но на всякий случай записал ее имя на клочке бумаги. Записку отдал маме и сказал, что на день рождения хочу кассету этой группы. Естественно, кассета появилась гораздо раньше, и я начал ее слушать: песню за песней, сторону за стороной, день за днем. Потом на стенах моей комнаты появились плакаты, купленные на Петровке, на одежде — нашивки, значки и наклейки.

Со временем захотелось найти единомышленников, но это оказалось совсем непросто. В моей школе их не оказалось. Но на этом я, разумеется, не остановился. Написал письмо в популярный молодежный журнал «Круто», где можно было найти друзей по интересам. В ответ мне пришло больше 300 писем. Всем ответить, конечно, не получилось, но в Киеве наконец-то мне удалось найти несколько человек, которые интересовались творчеством Земфиры так же живо, как и я.

Первый концерт я помню, как сейчас. Это был Дворец спорта, который тогда казался мне очень большим. В тот день Земфира довела меня до слез. Мама с подругой ждали меня в кафе возле метро. Когда толпа фанатов побежала к служебному входу, я рванул за ними. Так в погоне за черной машиной, в которой уезжала Земфира, я стал ее настоящим фанатом.

Много концертов, разные города и страны, появились татуировки с ее именем, все дни рождения Земфиры отмечались как свои.

С возрастом я не стал ценить Земфиру и ее творчество меньше. Разве что моя пылкая подростковая любовь сменилась более взрослым уважением.

Благодаря Земфире я увидел много городов и стран, познакомился с восхитительными людьми.

Историю с нашим флагом, которая произошла в Грузии, я не особо люблю вспоминать, так как сейчас понимаю, что творчество должно быть вне политики.

Все, что происходит в моей жизни, очень часто каким-то образом связано с Земфирой и ее песнями.

Вот, например, в этом месяце мы с моим другом открыли в центре города небольшое место, где есть только кофе и вино, как в песне Земфиры.

К нам часто заходят люди, с которыми я всегда встречаюсь на концертах. Надеюсь, что когда-нибудь на бокал красного зайдет и сама Земфира, ведь частично по ее вине и появилось заведение.

Юлиана Скибицкая, корреспондент Realist'a, была на двух концертах #z_tour2016 в Минске и Москве.

В 1999 году, когда вышел первый альбом Земфиры, мне было 7 лет. Помню, как пела в расческу «Привет, ромашки» перед зеркалом. Сейчас, спустя 17 лет, я все так же напеваю «Я девочка с плеером», а песня «Почему» вообще олицетворяет главный вопрос всей моей жизни.

17 лет. За это время поменялось почти все. Не ушла только любовь к Земфире. От той «девочки-скандал» уже почти ничего не осталось — да и я за это время успела десятки раз измениться. Иногда кажется, что мы с ней меняемся синхронно. Просто Z всегда удивительно точно знает, что мне нужно.

Ведь каждая песня — это про тебя. Когда влюбляешься, жалеешь, что совсем не рисуешь, потому что так хотелось бы рисовать твои руки, читать твои мысли. Гуляешь за руку с любимым человеком и думаешь, что тебе ужасно нравится, как он выглядит в этой нелепой шапочке. Потому, что ты искала его ночами долгими, а в день, когда нашла — с ума сошла. Даже с городом успела попрощаться, в чьи хроники почти попала. И так приятно щемит сердце, когда дождь идет, ты одна, на тротуарах пузыри… А в квартире накурено, очень накурено.

Когда так долго любишь какого-то исполнителя, он уже больше, чем просто любимый музыкант. Он становится другом, который всегда рядом, всегда поймет. И никогда не предаст. Земфира не предавала ни разу.

Мне повезло быть на ее концерте дважды. Второй раз получился очень спонтанным и объективно — не было ни денег, ни возможностей туда ехать. Но поехала. Потому, что друзья же. И как самый лучший друг, я всегда переживаю, когда в клубе плохой звук или кто-то кричит из зала: «Ромашки, ромашки давай». Я всегда боюсь, что Земфира это услышит, развернется и уйдет со сцены, как уже было однажды. Потому, что она слишком упряма и слишком прямолинейна, чтобы это скрывать.

Говорят, что фанатеть от кого-то глупо и вообще чревато. В случае с Земфирой — это не фанатство. Это просто вся твоя сознательная жизнь, которая прошла с ее песнями в ушах и голове. Поэтому «за песни и за то, что я не сплю — спасибо».

Валерия Широкова, журналист, была на концертах Земфиры в 2012 году в Донецке и в 2013-м в Одессе.

Я не могу думать, что Земфира — это звезда (это слово даже как-то пошло звучит в отношении нее). Нет. Всякий раз на ее концерте я не могу избавиться от настойчивого ощущения, что она сама как инструмент, через который в наш мир попадает особенная музыка, энергия и смыслы. И рождаются они за пределами того, что мы можем понять: во вселенной, высшем разуме или Боге (нужное подчеркнуть). А ей хватает силы и навыков, чтоб доносить это все нам. В нашем мире, кажется, это явление принято называть словом «гений».

Я никогда не говорила с Земфирой, но уверена, что часть моего упрямства, перфекционизма и уверенности я получила от нее. «Я знаю кто я, я на своем месте. И в этом есть моя сама большая правда и сила — уверенность в том, кто я и что я». Эта фраза и стремление чувствовать себя именно так уже давно ведет меня в правильном направлении.

Очень ревностно отношусь к концертам других исполнителей. Хожу, конечно, но, когда очередной певец (даже объективно более популярный, чем Земфира) встает на край сцены и возводит к небу руки, купаясь в овациях, я всегда думаю: «Какой цирк, кем ты себя тут возомнил, Земфира или что?».

Концерт Земфиры — это то место, где ты будешь счастлив. Потому что она творит ради тебя, а ты частично сам сформирован ею. Это безусловная и требовательная любовь. Я не знаю, какая Земфира, но я люблю ее, я пойму ее, что бы она ни делала, и я почти уверена, что она любит меня. Не конкретно меня, но меня как своего зрителя. Об этом говорит ее стремление дать все 100% на сцене, ее перфекционизм. Об этом говорит то, что она может быть недовольна зрителем. Она не выйдет к тебе на «бис», если почувствует, что ты не любишь ее достаточно сильно.

А вы видели, как она улыбается или смеется во время концерта? Меня пугает осознание того факта, что ради этой улыбки готова прыгнуть выше головы. При всей моей концентрированности на карьере или семье, я бы наверняка согласилась работать кем угодно в концертной команде Земфиры. Она цепляет самыми крепкими крючками. Если бы во мне не было ее (как творчества, как личности, как авторитета), то я бы была другой. Но она есть, и поэтому я лучше.

Тамара Балаева, корреспондент Realist’a. Была на пяти концертах Земфиры в Запорожье, Киеве, Минске и Москве

Июнь 1999 года. Мне 12 лет, и я хожу из угла в угол, жду момента, когда мы с мамой уедем на каникулы к бабушке и дедушке. По телевизору фоном идет моя любимая передача «До 16 и старше». От мыслей о море и трехлитровой банке с 50-копеечными монетами, которая ждет меня в Запорожье, отрывает внезапное: «Корабли в моей гавани, не взлетим — так поплаваем. Стрелки ровно на два часа назад». Лет через пять у меня появится стойкое убеждение, что любовь бывает только с первого взгляда или слова, но уже тогда, в 12 лет, это случилось именно так.

Апрель 2000 года. Я заслушиваю до дыр кассету с дымящими трубами на обложке. Это второй альбом Земфиры, «ПММЛ». Мы с подругой-одноклассницей спорим о том, какая песня в нем самая лучшая. Она говорит, что «Искала», а я — что «Созрела». Но когда через три месяца умрет мой дедушка, я в первый раз в жизни буду жить и искать утешение только в одной песне — «Хочешь». С тех пор прошло 17 лет, но о том, как больно и невозможно принять смерть близкого человека, для меня до сих пор нет песни точнее.

2002 год. Я учусь в 8-м классе и очень жду выхода нового альбома Земфиры «14 недель тишины». С тех пор, как год назад я побывала на ее первом концерте, мир буквально сошелся на ней клином. В ящике стола лежит самое драгоценное — папка с ксерокопиями и вырезками всех интервью Земфиры, которые выходили в СНГ. Моя подруга переписывается с фанатами из других стран, и они присылают ей вырезки. Я хожу в балахоне с Земфирой (с самой нелюбимой моей ее фотографией — из клипа «Искала»), в напульснике с надписью «Z», скупаю все блокноты и наклейки с ее изображением. Но самое большое сокровище — конверт с прядью волос Земфиры (а может, и нет), который мне подарила на день рождения та самая подруга. До сих пор точно не знаю, чьи волосы храню уже 15 лет.

2005 год. Выходит долгожданная «Вендетта», я заканчиваю школу, поступаю в университет и оооочень сильно влюбляюсь. Саундтреком первого года этой любви, конечно, становится «Любовь как случайная смерть».

В 2007 году, когда вышел альбом «Спасибо», моя первая любовь как раз стала несчастной, и я сутками слушала: «Бился неровно пульс / Мысли казались голыми / Из пистолета грусть / Целилась прямо в голову».

Когда в 12 ночи 14 февраля 2013 года в интернете появился последний альбом Земфиры «Жить в твоей голове», мы с подругой сидели возле компьютера и обновляли страницу «Яндекс. Музыки». Тогда очень хотелось весны, и я ходила на работу с «Кофевино» в наушниках, а когда становилось грустно, и, как это часто бывает, казалось, что все напрасно, включала «Если бы».

Конечно, за 18 лет жизни я слушала не только Земфиру. А иногда даже делала большие перерывы. Но каждый раз, когда я очень счастлива или очень несчастлива, я включаю ее, и это — как возвращение домой.

Записали: Юлиана Скибицкая, Тамара Балаева

Фото: Марина Захарова