Билл Кейсинг был отставным офицером ВМС США и работал техническим писателем в компании, производившей ракеты для миссии NASA «Аполлон». Он утверждал, что знал о правительственном заговоре, целью которого была фальсификация высадок на Луну. Многие конспирологические теории о том, что американцы никогда не были на спутнике, берут начало из его книги 1976 года «Мы никогда не ходили по Луне: афера на 30 миллиардов долларов». По случаю 50-летия высадки человека на Луну американист из Манчестерского университета Питер Найт рассказал, почему подобные мифы распространились и сохранились до сих пор.
Основная идея большинства теорий лунного заговора заключается в том, что к концу 1960-х годов NASA не смогло благополучно высадить человека на Луну, как обещал президент Джон Ф. Кеннеди, а всего лишь отправило астронавтов на околоземную орбиту. Теоретики заговора затем утверждали, что NASA организовало посадку в киностудии, и что на полученных кадрах и фотографиях остались «контрольные знаки». По их мнению, с тех пор NASA скрывает тщательно продуманный обман.
Конспирологи указывали на предполагаемые «знаки» на фотографиях, например, сетку на стекле камеры или таинственную букву С, видимую на лунной скале. Эти и многие другие «оптические аномалии» были опровергнуты, но теории лунного заговора сохранились в воображении людей и в наши дни.
В США опросы общественного мнения показывают, что от 5 до 10% американцев не доверяют официальной версии событий. В Великобритании опрос YouGov в 2012 году показал, что 12% британцев верят в теорию заговора. Недавний опрос показал, что 20% итальянцев считают, что приземление на Луну было обманом, а опрос, проведенный в России в 2018 году, показал, что эта цифра достигает 57% (что неудивительно, учитывая популярность антизападных теорий заговора).
Кризис доверия
То, что теория заговора Кейсинга зародилась в середине 1970-х годов, во многом объясняется усиливающимся кризисом доверия к стране. В 1971 году утечка документов из Пентагона показала, что администрация президента Линдона Джонсона систематически лгала о войне во Вьетнаме, а в 1972 году разразился Уотергейтский скандал, закончившийся отставкой президента Ричарда Никсона.
В серии отчетов Конгресса подробно рассказывалось о должностных преступлениях ЦРУ как в США, так и за рубежом, и в 1976 году комитет Палаты представителей США по убийствам пришел к выводу, что «с высокой вероятностью» существовал заговор убить Кеннеди.
Эти события, продолжавшиеся с конца 1960-х годов, способствовали развитию подозрительности: люди верили во внешних врагов, таких как коммунисты, а также думали, что само американское государство вступает в заговор против своих граждан. С тех пор теории лунного заговора стали особенно популярными, и чтобы их понять, нужно учитывать культурный контекст и психологический настрой конспирологов.
Теории заговора переосмысливают общедоступные доказательства, но не раскрывают новую информацию, а ищут несоответствия в официальных версиях. Визуальные доказательства имеют здесь решающее значение: несмотря на скептицизм, отправной точкой для таких теоретиков является принцип «видеть — значит верить». Предполагается, что каждый может стать детективом в поисках фотосвидетельств.
Теории лунного заговора также внесли в массы идею о том, что значимые события — не то, чем они кажутся, а были организованы как часть официальной кампании по дезинформации. Идея о том, что трагические события разыгрываются актерами, нанятыми правительством, стала «объяснением» для многих событий, начиная от теракта 11 сентября и заканчивая массовой стрельбой. Этот тип теории заговора особенно вреден, поскольку интернет-тролли безжалостно преследуют родителей детей, убитых во время стрельбы в начальной школе «Сэнди Хук». Они утверждают, что жертвы — просто проплаченные марионетки.
Однако история о том, что лунные высадки были сфабрикованы, также перекликается с более правдоподобным представлением о том, что сама космическая гонка была не только спектаклем Холодной войны, но и триумфом человеческого духа.
Голливудский фильм 1978 года «Козерог-1» много сделал для популяризации теорий лунного заговора. Основанный на книге Кейсинга, он предположил, что посадка на Марс была сфальсифицирована в киностудии. Это вызвало слухи о том, что сами приземления на Луну были срежиссированы Стэнли Кубриком. Этот миф частично основан на идее о том, что спецэффекты стали намного более изощренными после выхода фильма Кубрика «Космическая одиссея» 1968 года (хотя все еще далеки от возможностей, которые предполагают конспирологи).
Но даже если теории лунного заговора являются надуманными в фактическом смысле, они, тем не менее, вызывают более обоснованные мысли о том, что в нашу эпоху, переполненную СМИ, сама реальность может быть подстроенной, если не фактически сфальсифицированной.