Художник Ренессанса знал систему кровообращения до того, как ее открыли врачи - видео

29 декабря 2019 | 06:57

Давид Микеланджело считается одной из самых известных статуй в мире, на которую смотрели миллионы людей на протяжении веков. Однако лишь недавно американский врач обнаружил деталь, которая оставалась без внимания более 500 лет.

Об этом сообщает The Daily Mail.

В подавляющем большинстве скульптур и в повседневной жизни обычных людей яремная вена, идущая от верхней части туловища через шею, не видна. Однако в шедевре эпохи Возрождения сосуд явно «набух» и выпирает над ключицей Дэвида, как это происходит с любым здоровым человеком, испытывающим напряжение от встречи с потенциально смертельным противником — в данном случае с Голиафом.

Расширение яремной вены также может происходить при таких заболеваниях, как «повышенное внутрисердечное давление и сердечная дисфункция», отметил доктор Дэниел Гельфман. Но Давид молод и в отличной физической форме. Поэтому это совершенно другой контекст — состояние временного возбуждения, вызванного готовностью Давида к битве с гигантом.

«Микеланджело, как и некоторые его современники, прошел уроки анатомии… Я думаю, что Микеланджело, скорее всего, замечал временное набухание яремной вены у людей, которые были чем-то взволнованы», — написал Гельфман в своей статье, опубликованной в журнале JAMA Cardiology.

Примечательно то, что художник обратил внимание на этот эффект за сто лет до его открытия.

«Когда в 1504 году был создан Давид, (анатом и врач, — ред.) Уильям Харви еще не описал истинную механику системы кровообращения. Это произошло лишь в 1628 году», — отметил Гельфман.

Наблюдательных способностей Микеланджело было достаточно, чтобы увидеть изменения в поведении вены. Эта анатомическая деталь снова появляется в его скульптуре Моисея на могиле папы Юлия II в Риме. По словам Гельфмана, большинство также «согласились бы, что сидящий Моисей тоже находится в возбужденном состоянии».

А вот яремная вена недавно умершего Иисуса, лежащего на коленях его матери в пьете, созданной Микеланджело, наоборот, не видна, что опять же, анатомически правильно в этом контексте.

«В скульптуре можно показать только один миг. И в случае взволнованного, напуганного Давида или взволнованного Моисея, Микеланджело наверняка хотел выразить это наблюдение в своей работе. Я поражен его способностью распознать эффект и отразить его в произведениях, когда о физиологии сердечно-сосудистой системы было так мало информации. Интересно, что даже сегодня этот феномен не описывается в обычных учебниках по кардиологии», — заключил написал Гельфман.

Как сообщал Realist, в 2018 году в Одессе установили скульптуру Love, которая произвела фурор на фестивале Burning Man. Оригинал участвовал в фестивале в 2015 году.