REALIST | Life

Фотограф в тельняшке

Юлю Патяку называют украинской Анне Геддес, которую считают основателем направления художественной детской фотографии. О Патяке говорят в женских консультациях и роддомах, будущие мамы бронируют съемки на полгода вперед, а клиенты зовут снимать за пределы Украины.
Марина Якимова
Realist.Online, корреспондент
Мы встретились с фотохудожницей накануне ее выставки «Осознанное материнство», которая открывается в Киеве 29 сентября.

Ее стиль особенный – минимум фотошопа, деталей и рюшей, максимум естественности и живых неподдельных эмоций. Завистники злословят, мол, «муж бабла на камеру дал, и она ввалила десятки тысяч в свой пиар». Иначе как объяснить популярность молодой мамы? Критика вызывает у Юли улыбку. Она уверена, что злые языки быстрее повышают ее рейтинг. Доказательство тому – ее клиенты, готовые открыть перед Патякой двери дома. И доверить самое ценное – свою малышню.
400

семьям сделала Юля фотосессии
8

лет она снимает
20

съемок у Юли в месяц
4-5

часов длится фотосет
О крохотных моделях
«Я люблю своих моделей. Всех без исключения. Не важно, плачет малыш или сладко спит, у него может быть сыпь, а у мамы с папой – дрожащие руки и волнение от того, как же правильно взять на руки малыша. В каждой семье – особый ребенок».
Уснуть, чтобы проснуться
Юля рассказывает о главном, переломном моменте своей жизни. Ее первой специализацией была экономика, но, очевидно, мир ВВП и производственных отношений нагонял на нее тоску, причем такую, что как-то она, занимавшая на тот момент руководящую должность, уснула на рабочем месте. Проснувшись, решила – надо что-то менять в жизни. И занялась фотографией. Снимала, путешествуя, делала портреты, фотографировала моделей. Фото Патяки публиковали в зарубежных изданиях, в том числе в The People и Photographer.
О безвкусице
«Когда я наблюдаю стремление одеть ребенка до годика в некий тематический костюм, усадить в пиратский корабль, мне становится тяжело дышать. Я люблю наблюдать за малышами в их естественном состоянии. Капризы, улыбки, слезы, поцелуи мамы… Обычно снимаю дома. Важно быть на чеку, играть и прыгать, снимать с разных ракурсов, через перила кроватки... Быть одновременно везде и не упустить ни единого момента. А постановочные кадры – не для меня, как и съемка мамы и дочек в одинаковых платьях, например. Не понимаю, о чем такие кадры».
Снимать новорожденных Юля стала с подачи подруги, попросившей сделать фотоссесию ее малышу. Первая съемка удалась, и Патяка «заболела» карапузами. Она признается, что для своей раскрутки не потратила ни копейки, разве что раздавала авторские буклеты и визитки на входе в роддом. Остальное за нее сделало «сарафанное радио».
О коллегах
«У многих украинских фотографов плохой вкус. Я говорю это открыто и за правду многие меня не любят. Много лишнего в кадре. Детали, украшения, фактурные реквизиты, отвлекающие от главного. Я придерживаюсь минимализма. Главное в кадре – ребенок, складочки на ножках, пушок на лбу – вот кого надо разглядывать, а не рюши, цветочки и бантики».
Последние три года она снимает новорожденных малышей. Условия для съемок нехитрые: родителям достаточно подготовить памперсы, ванночку, теплые пеленки, а температура в помещении должна быть не ниже +24-26 градусов. Юля – не приверженец идеи, что девочкам подходит розовое, а мальчикам – голубое. В ее портфолио – естественные цвета, пастельные тона, натуральные оттенки кофе, латте и мяты.
О специализации
«Я снимаю новорожденных, потому что уверена, что специализация в фотографии – единственный путь к профессионализму. Согласитесь, дантист не будет лечить геморрой, а скрипач не залабает на гитаре круче, чем Дидюля. Портной не шьет туфли, как Лабутен, а ветеринар не лечит детей. Также и в мире фотографии».
«Когда я приезжаю на съемку, то знакомлюсь с крохой, рассказываю малышу, что будет происходить. А дальше, как в жизни: родители играют с ребенком, дурачатся, смеются, а я снимаю. Важно, чтобы не было излишней суеты, ведь малыши, как антенны, ловят напряжение и начинают беспокоится в такт домашнему переполоху», – рассказывает она о тонкостях своей работы.

Юля говорит, что безошибочно узнает своих крошечных моделей спустя месяцы после встречи. Она частенько пересекается с мамочками в бассейнах для малышей, поликлиниках.
О правилах съемок
«У меня бизнес-подход к работе. Математическая точность и четкое видение композиции не дают мимишности и умилению захлестывать в процессе. Я не задерживаю сроки, не отменяю съемок. Точность – вежливость королей. Важно соответствовать и гарантировать результат. Ставить пожелания клиентов на первый план, не отказываться от своих обещаний и не опаздывать. Не приезжать на съемку с реквизитом из секонд-хенда, выглядеть опрятно и стильно, перезванивать, если были пропущенные звонки. Всегда спрашивать, понравился ли заказчикам результат и что надо улучшить».
Есть у Патяки и свои особые "правила жизни" – ежемесячно деньги за самую дорогую съемку она перечисляет в помощь детям, а за самую дешевую – в приют для животных.

Фотохудожница недавно стала мамой, она воспитывает сына Давида, которому всего 4,5 месяца. Муж Юли, Богдан Артеменко, работает в Дубае шеф-поваром. Зарабатывает деньги, чтобы исполнить свою мечту – открыть в Киеве собственный ресторан.
О сыне
«Давид – любовь всей моей жизни. Это – наше с Бодей Божье благословение, о котором хочется кричать на весь мир. Семь лет врачи говорили о моем бесплодии и случилось чудо! Сынок – как мой якорек, чтобы я могла остановиться и не нестись, сломя голову, непонятно куда».
Настоящий момент
«Кто я? Псих, повернутый на своем занятии, – описывает она себя. – На восьмом месяце беременности у меня было по две съемки в день. Я даже рожать поехала с камерой. А все потому, что я «торчу» от каждого кадра, от каждой пойманной эмоции, от знакомства с каждым новым малышом. Это мой сильнейший допинг».

По словам Юлии, было время, когда она воспринимала мир исключительно через объектив фотоаппарата. «Мне говорили: Юля, посмотри, какой закат! И я смотрела на небо через видоискатель. Я стала зависеть от камеры. Все изменила поездка в Барселону. Мы с подругой договорились, что я не буду брать с собой фотоаппарат, но втайне я все-таки его взяла. И достала его перед отъездом, чтобы заснять в горах монастырь Монсеррат – не удержалась, виды были нереальные»», – вспоминает она.
О любимом кадре
«В каждой съемке у меня один любимый кадр, после которого я говорю «Стоп», поскольку после него снимать уже нечего».
О дежавю, которых нет

«Каждая семья уникальна, в работе не бывает «дня сурка». Каждый раз снимаю новую историю. Нет места съемке под копирку. Заказы а-ля «снимите, как у Кати» не принимаю».
Для Юли настоящие фотографии – те, на которых можно «зависнуть», где пойманы «кусочки жизни», признается Патяка, не важно, сняты они на телефон, любительскую или профессиональную камеру. «Эти кадры – не про качество и свет, а про настоящий момент, здесь и сейчас. Из ста кадров на телефоне с моим сыном не удалила бы ни единого. Все кажется ценным», – говорит она. Так что сапожник без сапог – это не про Юлю. Патяка решила, что будет устраивать фотосет своему сыну раз в месяц. Фотографировать свою семью она доверяет двум людям – своему ассистенту Алексею Фетисову и фотографу Оксане Шокаленко.
В доме Юли есть особенная нянька – кошка по кличке Джинджер или Джинни. Она всегда реагирует, когда малыш просыпается, плачет, капризничает и начинает «звать» маму.
Мифы о фотосъемке новорожденных
МИФ 1.
Во время съемки кроха покалечится
На самом деле, первые две недели жизни новорожденного – лучшее время для фотосессии. В этом возрасте укладывание в различные позы не вызывает у малышей дискомфорта — ведь они очень гибкие. У младенца в скелете 300 костей, постепенно некоторые из них срастаются. А у взрослого человека в среднем насчитывается 206 костей.
МИФ 2.
Малыш подхватит инфекцию и заболеет
Штативы, объективы, камера и прочее оборудование обеззараживаются специальными средствами. Текстильный реквизит после съемки также стирается специальными средствами для детского белья. Помещение, в котором проводится съемка, предварительно кварцуется.
Фотографы снимают в сменной чистой одежде и медицинских масках. И раз в полгода проходят медосмотр. Так работает и Юлия Патяка.
МИФ 3.
Ребенок испугается фотовспышки
Вред вспышек для сетчатки детских глаз не доказан. К тому же снимают малышей в основном с естественным освещением у окна. Плюс детские фотографы оборудуют портативную студию мягким светом (лампами) и не используют никаких вспышек.
Фото: из личного архива Юлии Патяки
Made on
Tilda