Трубач Дэннис Аду: как быть джазовым музыкантом в Украине
Музыкант

Трубач Дэннис Аду: как быть джазовым музыкантом в Украине

19 декабря 2016 | 20:00

Дэннис Аду играет на трубе уже больше 20 лет. Свою музыкальную карьеру он начал в Кривом Роге в начале 90-х, когда начал ходить в кружок оркестра. Сегодня он — один из самых талантливых джазовых музыкантов, играет в нескольких клубах, преподает в музыкальном училище им. Глиэра, его трубу можно услышать на концертах популярных музыкантов Ивана Дорна, SanSay, Фагота и т. д.

Дэнни сам брал уроки джаза у известных нью-йоркских музыкантов Алекса Сипягина и Джона Магнорелли.

Эмигрант из Африки

Дэннис мечтает о том, чтобы выпустить в Нью-Йорке совместный альбом с великими музыкантами. В январе этого года Дэннис Аду вместе с украинцами Дмитрием Бобиным Александровым (саксофон) и Павлом Литвиненко (рояль) и американскими музыкантами Майклом Диасом (Michael Dease), Эндрю Голдом (Andrew Gould), Линдой О (Linda Oh) и Майком Карном (Mike Karn) записали два альбома. Их пока нет в продаже, музыканты ищут лейбл, который согласится издать музыкальный продукт.

Дэннис родился в Африке в Гане. Когда ему было два года, его семья переехала в Кривой Рог, который стал ему родным городом. Воспоминания об Африке — две национальные рубашки, рассказы мамы и сестры — вот и все, что ему досталось.

В школе-интернате, куда ходил Дэннис, был духовой кружок. Там ему сначала выдали альтгорн, а позже — трубу. В кружке все начинали играть на больших инструментах и чем больше и лучше играли, тем меньший инструмент выдавали в оркестре. Труба в этой иерархии — самый сложный инструмент. На трубе Аду играет уже больше 20 лет.

«Я никогда не думал, что я особенный»

В середине 90-х в Кривом Роге не было ни одного магазина с музыкальными инструментами. Их можно было купить только у одного человека по кличке «Пакет», который играл на саксофоне. Чехословацкая труба Arioso Super, которую он продал семье Аду, стоила $ 80. Этот инструмент у музыканта хранится до сих пор.

В музыкальной школе Аду ходил в оркестр, один из лучших в СНГ. Молодые музыканты колесили с концертами по Европе. Все, кроме Аду, у которого на тот момент был африканский паспорт, поэтому выехать за пределы страны было невозможно.

«В Кривом Роге было на самом деле много хорошего. И если бы в нем было все то, что есть в Киеве - консерватория, джазовые клубы, много музыкантов, я бы не уезжал», - вспоминает музыкант.

Дэннис говорит, что никогда не чувствовал себя особенным. Он вспоминает свои школьные годы, как с сестрой учился в школе-интернате и бывал дома только на выходных. В школе нередко ему доставалось из-за цвета кожи, хотя, считает музыкант, иногда это было просто ребячеством. Бывало, обзывали, как — вспоминать не хочет, говорит, что научился закрывать на такое глаза.

В 2005 году, когда он приехал в Киев, случаи ксенофобии и расовой ненависти ему пришлось переживать гораздо чаще. Сегодня, говорит Аду, это не так распространено.

Когда Дэннис приехал в Киев, первым местом, куда он попал, был клуб «44». Там каждое воскресенье проходили джазовые концерты. Тогда у него еще не было своей трубы и знакомая настояла, чтобы он во время джем-сейшена сыграл на инструменте одного из музыкантов. Через несколько недель они позвонили и предложили ему играть вместе и создать новую группу.

«Это была моя первая работа. Раз в неделю, по воскресеньям, мы играли на джазовых концертах. Обычно там было много людей. Тогда еще курили в клубах, было много дыма, шумно, такая живая атмосфера. По воскресеньям мы до сих пор играем в том самом клубе, правда, он теперь называется иначе», — говорит Аду.

Гуцульские коломыйки

— Вам по душе украинская музыка?

— Мне нравится западно-украинская музыка. Гуцульские коломыйки, их мелодии. К тому же там тоже используется труба, помимо сопилок, скрипок и так далее. Я такую музыку, увы, не играл.

— Можно ли сказать, что есть такое понятие, как украинский джаз?

— Как и любой другой джаз, это понятие для меня очень спорное. Джазовая музыка, конечно, интернациональна, но она пошла из Америки. То, что мы сегодня слышим, в основном, это традиции джаза, которые зародились в Новом Орлеане и Нью-Йорке. Так что сказать, что существует украинский джаз — то же самое, что заявить, что существуют американские коломыйки.

По словам Дэнниса, за последние несколько лет джазовая культура в Украине и Киеве очень выросла: появились новые музыканты, клубы, группы.

На пути к джазовой мечте

Последние четыре года Дэннис ездил в Нью-Йорк, где брал частные уроки джаза и игры на трубе, играл джаз в клубах.

Играть джаз в Нью-Йорке, по словам Аду, невероятно сложно.

«Музыкантов там очень много, выстраивается живая очередь. За один вечер ты можешь сыграть максимум одну песню», — рассказывает Аду.

Он брал частные уроки у одного из самых известных американских джазменов русского происхождения Алекса Сипягина, с которым познакомился, а 2008 году на фестивале в Киеве. Со вторым учителем, Джоном Магнорелли, Дэннис познакомился уже в Нью-Йорке на концерте. Аду просто написал в фейсбук музыканту и тот согласился дать ему несколько уроков.

«Учеба — это всегда беседа. Вы приходите, задаете интересующие вас вопросы, получаете ответы», — отмечает он.

«За четыре года я жил на Манхеттене на разных улицах. В последний раз - на пересечении 118-й улицы и Малькольм-Х авеню. Это в Гарлеме, где и зародился джаз. Именно на этой улице находится знаменитый клуб «Milton Playhouse», где выступали Элла Фитцжеральд, Луи Армстронг и другие. Очень интересно побывать в местах, где создавалась эта история, где жили и работали эти музыканты, походить в те клубы, где зарождался джаз. Играют там невероятно», - отмечает Аду.

Музыка для всех

— Кто сегодня играет джаз?

— Это стереотип, что джаз — музыка черных. Сейчас очень много музыкантов разных национальностей и цвета кожи. И те, и другие играют хорошо. Студенты меня тоже часто спрашивают о каких-то секретах. Но их нет. Такие инструменты, как труба, — это занятие на всю жизнь.

— Труба — это исключительно «мужской инструмент»?

— Девочки играют на трубе, но в нашей стране это не слишком приветствуются. Возможно, так учат в детстве, что девочкам лучше идти в балет. Сейчас у нас в училище есть одна студентка, которая играет на трубе, но она не на джазовом отделении.

— Что нужно, чтобы быть джазовым музыкантом в Киеве?

— Как минимум, нужно где-то еще работать, играть только джаз и жить с этого, увы, нельзя. Поэтому приходится играть абсолютно все.

— Что вы любите в джазе больше всего?

— Это очень похоже на общение людей. Когда мы играем разную музыку с барабанщиком или басистом, мы общаемся между собой, задаем друг другу вопросы, отвечаем, смеемся и так далее. Джаз — это универсальная музыка, которой вы можете передать все, что угодно.

— Правда ли, что джаз — это музыка для интеллектуалов? Что нужно, чтобы понять эту музыку?

— Может ее и не стоит понимать. В музыке очень много эмоций, ее нужно чувствовать. А чтобы ее понимать, нужно поступить в музыкальную школу, потом в училище и в институт. Но и после этого, возможно, вы все равно не сможете понять эту музыку.

Фото и видео: Kris Kulakovska, Олег Переверзев