Грузия

Оппозиционный "Рустави-2" передан бизнесмену, близкому к власти

03 марта 2017 | 11:30

Верховный суд (ВС) Грузии признал бизнесмена Кибара Халваши владельцем 60% доли крупнейшей телекомпании страны «Рустави-2», а его компанию «Панорама» — владельцем остальных 40%. В своем судебном иске Халваши заявил, что в 2006 году за бесценок уступил акции «Рустави 2» под давлением тогдашних властей, возглавляемых экс-президентом Михеилом Саакашвили.

Нынешнее руководство «Рустави-2» убеждено, что за Кибаром Халваши стоит основатель правящей партии «Грузинская мечта», миллиардер Бидзина Иванишвили, который стремится избавиться от критикующего его канала.

«Мы стали свидетелями поражения демократии в стране. В Грузии потерпела поражение свобода слова, в Грузии потерпело поражение правосудие», — заявил в эфире генеральный директор «Рустави-2» Ника Гварамия, комментируя решение Верховного суда. Гварамия добавил, что канал продолжит работу и останется в эфире. При этом он предложил Халваши передать 100% компании коллективу «Рустави-2», пообещав, что коммерческие интересы нового владельца не пострадают. Но бизнесмен Кибар Халваши считает невозможным переговоры с коллективом телекомпании, который предлагает выкупить у него акции.

«Рустави-2» — популярный телеканал, отличающийся резкой критикой в адрес властей. Созданный в 1994 году, он сыграл важную роль во время Революции роз в Грузии в 2003-м, получив известность как «телевидение победившего народа». Чиновники разного уровня часто обвиняли «Рустави-2» в том, что канал служит интересам бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили и оппозиционного Единого национального движения.

EPA/ZURAB KURTSIKIDZE
EPA/ZURAB KURTSIKIDZE

По данным организации Transparency International — Грузия, с 2004-го по 2012 год телекомпания сменила владельцев почти 20 раз, при этом зачастую это происходило в результате сомнительных сделок, в которых участвовали лица, связанные с тогдашними властями.

Однако после парламентских выборов и новой смены власти в Грузии в 2012 году телеканал отличался резкой критикой в адрес властей, а судебный спор о правах на владение телекомпанией проходил на фоне акций поддержки и солидарности в адрес журналистов.

Судебный спор о том, кому должен принадлежать «Рустави-2», продолжался с 2015 года. Халваши, который владел телекомпанией в 2004—2006 годах, требовал возвращения личной собственности, заявляя, что вынужден был уступить телеканал под давлением тогдашних властей.

В ноябре 2015 года Тбилисский городской суд уже вынес решение в пользу Халваши. Это решение оставил в силе и апелляционный суд. Решение Верховного суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Однако коллектив «Рустави-2» сдаваться не собирается. Юристы телекомпании сегодня внесут в Европейский суд по правам человека заявку о приостановке вчерашнего решения ВС.

После обнародования вердикта Верховного суда возле здания телекомпании собрались демонстранты. Туда же стали стекаться представители как оппозиции и неправительственных организаций, так и журналисты.

В заявлении, распространенном посольством США накануне поздно вечером, говорится, что в Вашингтоне возмущенно наблюдают за результатами решения Верховного суда, «что может фактически ограничить голос оппозиции в вещательной медиа».

Накануне решения Верховного суда соратники Михеила Саакашвили предупреждали, что в случае если Иванишвили покусится на оппозиционный телеканал, «в стране начнутся очень масштабные протесты». Многие обозреватели не исключают такого варианта развития событий, поскольку «Рустави-2» — единственный канал в Грузии, критикующий власть, до сих пор является самым рейтинговым телеканалом страны, способным мобилизовать общественность и вывести тысячи людей на улицу.

Фото: EPA/ZURAB KURTSIKIDZE