Кино

«Люди Икс: Темный Феникс»: за что критикуют финальную часть супергеройской франшизы

07 июня 2019 | 16:30

6 июня на большие экраны в Украине вышел фильм «Люди Икс: Темный Феникс» — седьмая и финальная часть основной киносерии Marvel про людей-мутантов. В планах компании на ближайшие 5 лет «Люди Икс» не значатся, потому «Темного Феникса» можно считать прощанием с франшизой. Но, в отличие от обласканных критиками и зрителями «Мстителей: Финал», история о темной сущности Джин Грей получает в основном негативные отзывы. Разобрались, что с ней не так.

О чем этот фильм

Когда Джин Грей была ребенком, ее родители погибли в автомобильной аварии: под воздействием психических сил девочки ее мать уснула за рулем. Профессор Чарльз Ксавье (Джеймс Макэвой) принял девочку-сироту в семью Людей Икс, и она выросла в сильнейшего героя (Стэн Ли упоминал, что Джин Грей даже без Силы Феникса — самый могущественный персонаж комиксов Marvel).

В одной из первых сцен фильма Люди Икс отправляются в космос, чтобы спасти экипаж терпящего крушение шаттла NASA. Джин Грей (Софи Тернер), Профессор X, Рейвен (Дженнифер Лоуренс), Зверь (Николас Хольт), Циклоп (Тай Шеридан), Ртуть (Эван Питерс), Шторм (Александра Шипп) и Ночной Змей (Коди Смит-Макфи) объединяют свои способности, чтобы защитить людей от солнечной вспышки. Джин в конце концов берет на себя основной удар, но сталкивается с межзвездной разрушительной силой. И эта сила теперь живет внутри девушки.

Джин Грей называют Фениксом за то, что она обманула смерть. Теперь она обладает необычными способностями, которые с большим трудом пытается контролировать. Ее переполняют воспоминания о прошлом, которые Профессор Икс втайне подавлял, и сочетание новых сил, ярости и предательства со стороны Ксавье приводит Феникс на темную сторону. При этом инопланетное существо по имени Вук (Джессика Честейн) поощряет разрушительные стремления героини, и она убивает человека, которого когда-то любила. Чтобы спасти планету и душу Джин Грей, Люди Икс должны снова работать сообща.

Что не понравилось критикам

На американском сайте-агрегаторе отзывов Rotten Tomatoes рейтинг одобрения фильма «Люди Икс: Темный Феникс» составил всего 22%; на IMDB — 5,9 из 10; на Metacritic — 43 из 100. Столь низкие оценки зрителей и критиков чаще всего связаны с тем, что фантастическая и психологическая составляющие фильма недостаточно проработаны.

«„Темный Феникс“ не просто отстой. Это худший фильм в серии. А это, на минуточку, 12 фильмов с момента появления первых „Людей Икс“ в 2000 году, — говорится в разгромной рецензии издания The Rolling Stone. — Степень ужаса удивительна, так как человек, падающий в пропасть вместе с Феникс, — режиссер Саймон Кинберг, который до этого долго и хорошо служил продюсером и сценаристом серии. Разве он не должен лучше знать своих персонажей?»

За 19 лет, прошедших со времен запуска франшизы «Люди Икс», студия 20th Century Fox выпустила 12 фильмов: семь в основной серии и пять спин-оффов, сфокусированных на Росомахе и Дэдпуле. Некоторые из них были хорошими, некоторые абсолютно ужасными, большинство — средними. Но «Темный Феникс», похоже, стал худшим. Смешанные сюжетные арки в нем мешают воспринимать происходящее как цельную историю. Делать это сложно также из-за больших перерывов между фильмами серии и постоянно меняющимися кастами. Так, романтические отношения между Джин Грей и Циклопом были сыграны много лет назад другими актерами, и в новой части выглядят попросту надуманными.

«Темный Феникс» — скучный, плоский и неубедительный фильм, который стал не эпическим завершением некогда увлекательной франшизы, а торопливой концовкой, выкованной в сжатые сроки.

Некоторые критики также заметили, что «Темный Феникс» выглядит дешево: многообещающее начало истории в космосе оседает в не самых интересных локациях — школах, загородных домах, отелях и поездах. И хотя в фильме есть несколько цепляющих сцен битвы, некоторые моменты (например, жестикуляция Магнето и натужный телекинез Профессора Икс) выглядят попросту комично.

Обозреватель издания IndieWire считает, что фильм «Темный Феникс» лишен сколько-нибудь значимых смыслов, и не имеет ни одной причины для существования (кроме коммерческой).

«Молчаливый договор между Голливудом и его аудиторией предусматривает, что киностудии и покупатели билетов будут тратить деньги на продукт, в котором граница, отделяющая искусство от коммерции, будет незаметной. Но наглая ненужность нового фильма в саге „Люди Икс“ — не что иное, как прямое нарушение этого контракта. Это похоже на просмотр фильма о супергероях с включенным светом», — говорится в рецензии.

The Telegraph также утверждает, что создатели «Темного Феникса» приняли инвестиции аудитории как должное, штампуя фильмы, в которых нет ни стройной истории, ни смысла. По мнению обозревателя, даже актеры здесь играют так, словно их единственная задача — выполнить условия контракта.

«Трудно не задаваться вопросом, куда исчезло остроумие „Людей Икс“ 2011 года, и почему эта франшиза превратилась в унылую мыльную оперу», — сетует критик.

Издание Vox с сожалением констатирует бесславную смерть франшизы.

«Каждый фильм серии „Люди Икс“ становился все хуже и хуже, начиная от удачного „Первого класса“ (2011) и заканчивая совершенно никудышным „Апокалипсисом“ (2016). „Темный Феникс“ — худшее из всего этого. Он опустился до уровня унылой посредственности и убил любую симпатию к веселым мутантам Marvel, — пишет рецензент. — Ни один из персонажей фильма не имеет заметной индивидуальности или мотивации, кроме реакции на Джин Грей. Добавьте к этому запутанный и раздражающий сценарий, и у вас получится хаос, который не спасают даже талантливые Дженнифер Лоуренс, Джеймс Макавой и Майкл Фассбендер».

Оригинальная версия комиксов о Темном Фениксе также включает космическую миссию, где Джин получила силы. Но в ней также есть сложный сюжет, который объясняет, как она становится межгалактической угрозой. В фильме многое из этого вырезано, чтобы облегчить понимание истории, и в конечном итоге многие действия героев становятся безосновательными.

Вывод: Для такой большой истории, которую пытается рассказать фильм «Темный Феникс», ему не хватает структурированности и искреннего желания сделать хороший продукт. Вместо логичного и последовательного сценария картину наполнили событиями, которые могли произойти (и многие из них происходили) практически в любом другом фильме «Люди Икс».