Realist советует

Лучшее артхаус кино: Realist советует

20 января 2018 | 11:00

На этих выходных редакция Realist’а советует лучшие артхаус фильмы. Если вы до сих пор не знаете, чем занять себя на выходных — запоминайте. Приятного просмотра!


Клык/Κυνόδοντας, 2009

Советует: Александр Литвин, заместитель главного редактора


Дом на окраине города. Мать, отец и трое уже взрослых детей. Отец — единственный, кто контактирует с внешним миром. Дети живут за высоким забором, верят, что самолеты, падая на газон, превращаются в 5-сантиметровые игрушки, считают, что «зомби» — желтый цветочек. Родители создали для них параллельную реальность, внушили, что за забором — жестокий мир, где коты убивают людей, а земля горит под ногами. Дети будут готовы покинуть дом только после того, как выпадет клык.

Рассказывать больше о самом фильме не стану. От себя хочется добавить, что хотя герои картины и кажутся каким-то кошмарным исключением из правил, на самом деле, этот фильм о нас всех. Дети — всегда заложники своих родителей. Совсем недавно встретил плачущего маленького мальчика на улице. Рядом не было взрослых, у него была истерика. Когда подошел к нему и спросил, где его родители, тут же из-за угла появилась женщина. Схватила мальчика за руку и со словами «вот видишь, дядя хотел тебя засунуть в сумку и украсть» утащила малыша. Эта женщина легко могла бы стать героиней фильма «Клык», которая всякими небылицами внушает сыну, что все и всё вокруг — опасность.

Где та тонкая грань, после которой заканчиваются обязанности родителей и начинаются права детей? Может ли ребенок в верующей семье отказаться ходить в храм? А если дремучие родители не верят в прививки, имеет ли право ребенок на вакцинацию? Можно ли обманывать детей? Посмотрев «Клык», нашел для себя ответы на все перечисленные вопросы.


Кроткая/Gentle Creature, A Une femme douce), 2017

Советует: Ольга Консевич, главный редактор


«Не, ну зачем так реалистично показывать? Не мог немного смягчить?» — слышу рядом комментарий субтильного парня, который поправляет очки, наклоняясь к своей подруге.

Наслушавшись и начитавшись других мнений, понимаю, что многие восприняли фильм документалиста и математика Сергея Лозницы как слишком четкое и резкое высказывание по поводу российской и постсоветской реальности. Потому хотела бы защитить художественность и разобрала картину на образы.

Тюрьма

Из реального тюремного города можно уехать в любой момент. Из внутренней тюрьмы — тогда, когда ты сам решишь разорвать цепь ограничений. Последнее самое сложное.

Безысходность и геометрия

Чем больше радиус круга, по которому ты будешь ходить, тем сильнее сила оправданий — «Повторяется, но жить же можно»; «А что было делать?»; «Не будет ли хуже?»

Сон

Многие зрители и кинокритики вспоминали основные образы-приемы Кафки. Да. А еще возможность сломать повествование и позлить зрителя, привыкшего к плавности и последовательности.

Ожидание

Жизнь можно условно разделить на два состояния — ожидание реальности и ожидание сна. Что происходит в реальности и во сне — оценить объективно невозможно. Но некоторым под силу зафиксировать свою версию. У Лозницы вышла отличная попытка.


Комната/The Room, 2003

Советует: Марина Нижник, редактор рубрики Будущее


Каждый год в мире снимают тысячи плохих фильмов. Их создатели отмывают деньги, удовлетворяют раздутое эго, выполняют государственные заказы или просто наживаются на всеядных зрителях, которым плевать на качество потребляемого контента и весь мир. Что же сделал Томми Вайсо? Он превзошел всех, создав квинтэссенцию плохого кино — «Гражданина Кейна» в зазеркалье. Достичь подобных вершин до него удавалось лишь Эдварду Вуду («План 9 из открытого космоса»).

Фильм «Комната» до того дурацкий и бездарный, что попытки осознать мотивы его героев, суть их диалогов или причины плохой актерской игры приведут вас в отчаянье. «Вот это история, Марк!» — надрывно хохочет косматый мужик в ответ на рассказ об избитой девушке. «Ты просто цыпленок, Марк, цып-цып-цып-цып», — кривляется он в разгар драки с другом. Это Томми Вайсо, режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли. Человек, которого вы никогда не поймете, но наверняка полюбите.

Чтобы защититься от саморазрушения, психика зрителя включает защитный механизм, и он начинает смеяться. Об эффективности этой методики писала еще Леся Украинка: «Щоб не плакать, я сміялась». «Комната» — фильм-катарсис, которого не достичь путем духовных практик или с помощью психоактивных веществ.

Если вы все же захотите понять, почему «Комната» существует, посмотрите «Горе-творца» — биографическую ленту о Томми Вайсо, за роль которого Джеймс Франко получил «Золотой глобус». «Вот это история, Марк!» — закричите вы, осознав происходящее.


Пробуждение жизни/Waking Life, 2001

Советует: Алексей Шаповалов, редактор ленты новостей



Избавьтесь от страха и тревоги, и начнется рок-н-ролл (c)

«Пробуждение жизни» провоцирует зрителя с первых минут фильма самой стилистикой изображения — аниматор Боб Сабистон использовал технику ротоскопирования, отдельно раскрашивая каждый кадр. Из-за этого картина становится похожей на гротескный мультфильм, создатели которого слетели с катушек и решили ни в чем себя не ограничивать. Галлюцинации героя плавно перетекают в футуристичные пейзажи безымянных городов, а медитативные философские диалоги скрашиваются трансформацией реальности вокруг героев. Порой разговоры персонажей отходят на второй план, увлекая зрителя динамичной визуализацией мыслей участников и буйством красок происходящего вокруг. В будущем эту же технику режиссер использует для создания фильма «Помутнение» с Киану Ривзом.

Представь, что ты приходишь на эту планету с коробкой карандашей. От тебя зависит, как ты используешь цвета, которые у тебя есть (с)

Главный герой фильма Уайли Уиггинс путешествует в пространстве своего сна, встречая разнообразных людей, с которыми беседует о кино, литературе, квантовой физике, реинкарнации, философии, религии и искусстве. Перемещаясь в пространстве от одного сюрреалистичного собеседника к другому, он постепенно убеждается в нереальности происходящего. Пытаясь проснуться, герой начинает управлять окружающей его реальностью, однако каждый раз обнаруживает себя в новом сне в окружении сюрреалистичных персонажей. В такие моменты фильм из философской притчи превращается в эстетическое пособие по осознанным сновидениям.

Беда, когда человек вдруг примется философствовать — это всегда пахнет белой горячкой (с)

Несмотря на кажущуюся запутанность и патетичность отдельных диалогов, фильм незаметно заставляет погружаться в каждый разговор и задумываться о вещах, которые в обыденной жизни проходят мимо нас. Порой количество отсылок, аллюзий, цитат и коннотаций столь велико, что фильм хочется поставить на паузу и переварить услышанное. Благодаря этому фильм можно пересматривать из года в год, каждый раз открывая для себя что-то новое. Однако «если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот» и не советуйте этот фильм неподготовленной публике — кому-то он может показаться слишком заумным.


Твоя рука в моей руке/Main dans la main, 2012

Советует: Анастасия Сохач, редактор рубрики Life


Для противников затянутого и немногословного арт-хаусного кино хочется посоветовать оживленную альтернативу. Французский фильм «Твоя рука в моей руке» — это история мужчины по имени Жоаким и женщины Элен, которые по стечению обстоятельств становятся зависимы друг от друга. Если один из них поднимает руку, второй повторяет это движение, если кто-то уходит, то помещение покидает и второй. Не в силах разорвать необъяснимую связь, они пытаются вернуться к привычной жизни.

Этот фильм наполнен нелепыми моментами, внезапными сменами ракурсов, странными диалогами. В ленте так много абсурда, что от этого она становится по-своему очаровательной и воздушной.

Сестра главного героя устраивает танцы дома, травмируя своего партнера; подруга главной героиня подглядывает за соседями, пытаясь понять их жизнь; Жоаким и Элен танцуют в школе балета — в этих сценах нет ничего особенного, но они сняты так, что оставляют в памяти приятное недоумение с отголосками французской речи.

Если бы этот фильм сняли в Голливуде, в нем бы не было логических пробелов. Но тогда смотреть его было бы уже не интересно.