Искусство

Культурная пропаганда – как картины боролись с фашизмом

07 февраля 2017 | 17:55

Открытие во время Гражданской войны в Испании выставки барселонских художников в Париже (1937) позволило им выступить против жестокости. Талантливые картины стали настоящей пропагандой — этот момент решило вспомнить BBC.

26 апреля 1937 года нацистские немецкие и итальянские бомбардировщики атаковали баскский город Герника. В течение трех часов они уничтожили три четверти древнего города, убив и ранив сотни человек.

В это же время группа художников Каталонии в Лондоне откликнулись на зверства Гражданской войны в Испании. Эти художники объединились после Парижской выставки 1937 года, которая открылась менее чем через месяц после той бомбардировки и всего лишь через 10 месяцев после начала гражданской войны.

Европа была накануне Мировой войны и ситуация в Испании приобретала значение во всем мире. Она стала полем боя для сил фашизма и коммунизма и вдохновила на новые работы некоторых из величайших художников того времени. Пабло Пикассо, Хулио Гонсалес, Жоан Миро, Александр Колдер, Альберто Санчес и Хосе Гутьеррес Солана — все они были представлены в испанском павильоне.

"Герника", Пабло Пикассо
"Герника", Пабло Пикассо

Пикассо было поручено создать фреску. Он начал с серии антинационалистических изображений под названием «Сон» и «Ли Франко» в 1937 году. После прочтения сообщения о нападении на Гернику союзниками Франко он начал работу над картиной, чтобы символизировать более широкую борьбу против фашизма.

Создание фрески заняло чуть больше месяца. Пока Пикассо рисовал, чтобы развенчать слухи о поддержки им националистов, художник выступил с заявлением: «Работу, над которой я тружусь, я назову „Герника“. Во всех моих недавних произведениях я четко выразил свое отвращение к военной касте, которая утопила Испанию в океане боли и смерти».

Афиша "Помогите Испании", Жоан Миро
Афиша "Помогите Испании", Жоан Миро

Показ каталонского крестьянина с огромной деформированной головой стал криком негодования по поводу событий в Испании. «Конечно, это планировалось как протест, — сказал Жоан Миро. — Каталонский крестьянин — символ силы, независимости и противостояния». До 1936 года ни Пикассо, ни Миро не были сильно политическими художниками, но гражданская война в Испании это изменила.

Ртутный фонтан «Меркурий», Александр Колдер
Ртутный фонтан «Меркурий», Александр Колдер

Вклад американского скульптора Александра Колдера в выставку был также частью пропаганды. Стороннику республиканцев и большому другу Миро, Колдеру было первоначально отказано в разрешении на создание художественного произведения, поскольку он не был испанцем, но позднее организаторы смягчилась. Фонтан «Меркурий» Александра Колдера символизирует крепость республиканцев, известную своими ртутными рудниками.

"Жнец", Жоан Миро
"Жнец", Жоан Миро

И «Жнец», и «Герника» были созданы в качестве пропаганды, в духе советского агитпропа — «эфемерного искусства на основе пропаганды и агитации за политические цели, направленные на разжигание массы».

Как оказалось, выставка была только началом. «Герника» совершила поездку по Великобритании в 1938 году. Пикассо разрешили разместить ее в Нью-Йорке. Он хотел, чтобы она не возвращалась в Испанию, пока демократия не вернется в страну. На фоне кричащих фигур и трупов Пикассо оставил маяк: в верхней части из окна выглядывает женщина с керосиновой лампой — кажется, она хочет светом погасить панику и тьму.