Кому Украина проиграла в номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке
Кино

Кому Украина проиграла в номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке

19 декабря 2018 | 13:21

17 декабря Американская академия киноискусств объявила 9 номинантов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Украинский фильм «Донбасс» Сергея Лозницы в шорт-лист не вошел, а фаворитами комитета стали участники из Польши, Южной Кореи, Японии, Казахстана, Мексики, Колумбии, Ливана, Дании и Германии. Все отобранные картины очень сильны, и предсказать, кто получит заветную статуэтку, по-настоящему сложно.

«Холодная война» (Польша)

Режиссер: Павел Павликовский

Павликовский один из главных фаворитов оскаровской гонки. Во-первых, ему уже знаком вкус большой победы: в 2016 году его драма «Ида» о мытарствах молодой послушницы получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Во-вторых, «Холодная война» принесла Павликовскому награду Каннского кинофестиваля за режиссуру, и была признана лучшим европейским фильмом 2018 года. В-третьих, черно-белая картина действительно завораживает своей красотой и эстетизмом, сохраняя интригу от начала и до финальных титров.

Герои «Холодной войны» музыкант и певица, чьи отношения растягиваются во времени и усложняются противоборствующими политическими режимами коммунистической Польши и свободной Франции. При этом фильм показывает значительно больше, чем злоключения несчастных влюбленных: холодная война в нем перекидывается на отношения мужчины и женщины, и победителей в ней не будет.

«Пылающий» (Южная Корея)

Режиссер: Ли Чхан Дон

Несмотря на самобытность национального кино и множество наград на мировых кинофестивалях, Южная Корея до 2019 года не получала ни одной номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Разорвать череду неудач удалось Ли Чхан Дону опытному режиссеру, который, ко всему прочему, до 2004 года занимал должность министра культуры и туризма.

Драматический триллер «Пылающий» является свободной экранизацией рассказа японского писателя Харуки Мураками «Сжечь сарай». Сюжет разворачивается вокруг увлеченного литературой юноши Чжонсу, влюбленного во взбалмошную подругу детства Хаэми. В путешествии в Африку девушка знакомиться с богатым наследником Беном скучающим интеллектуалом, за напускным радушием которого скрывается темная личность. Когда Хаэми пропадает, Чжонсу начинает собственное расследование, погружающее его в пучину ревности и паранойи.

Главные достоинства писателя Мураками — поэтическое изображение обыденности и глубокий психологизм. Режиссеры часто теряли эти особенности в процессе экранизации его произведений, но Ли Чхан Дону удалось не только сохранить стиль Мураками, но сделать историю более глубокой и напряженной.

«Айка», (Казахстан)

Режиссер: Сергей Дворцевой

Сергей Дворцевой не в первый раз добивается успеха на международных кинофестивалях. Так, в 2008 году его комедия «Тюльпан» о жизни чабанов в казахской степи победила в конкурсной программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Спустя 10 лет он вернулся в Канны с драмой о жизни молодой нелегальной эмигрантки из Киргизии, и сыгравшая роль Айки Самал Еслямова получила приз как лучшая актриса в основной конкурсной программе.

Фильм повествует о бедной женщине, столкнувшейся с моральной дилеммой: нелегально работая в Москве, она беременеет, рожает и оставляет младенца в больнице. Но материнский инстинкт берет верх, и Айка пытается вернуть ребенка обратно.

Дворцевой задумал проект, наткнувшись на ужасающую статистику брошенных в роддомах детей. Его интересовало, что заставляет женщин, вышедших из семейноцентричной культуры Киргизии, отказаться от детей в чужой стране и доверить их судьбу воле случая.

На сайте Каннского кинофестиваля сказано, что «Айка» отличается от обычного игрового кино, и создавая его, Дворцевой вдохновлялся документалистикой жанром, с которого началась его карьера. Реалистичности картине добавляют съемка ручной камерой, неотступное следование за героиней и крайне натуралистичные сцены быта.

«Магазинные воришки» (Япония)

Режиссер: Хирокадзу Корээда

Хирокадзу Корээда признанный мастер тихой семейной драмы, но его свежий фильм «Магазинные воришки» наделал в мире много шума. Во-первых, на Каннском кинофестивале члены жюри единогласно выбрали его лучшим из лучших, наградив «Золотой пальмовой ветвью». Во-вторых, из-за неожиданного сюжетного поворота фильм вызвал неоднозначную реакцию в Японии, и многие раскритиковали его за нелицеприятное изображение японских социальных служб. Еще один любопытный факт небывалый кассовый успех фильма. Он обошел голливудские блокбастеры и, при небольшом бюджете, собрал почти $ 56 млн. Издание The Hollywood Reporter назвало это «беспрецедентной производительностью для чистой артхаусной драмы».

История «Магазинных воришек» расскажет о финансово неблагополучной, но дружной семье, главным источником дохода которой является пенсия бабушки. Отец Осаму и сын Шота воруют в магазинах продукты закуски, лапшу быстрого приготовления и чипсы. Возвращаясь домой после успешной мелкой кражи, они находят возле мусорных баков 6-летнюю девочку Юри, тело которой покрыто шрамами и синяками. Вопреки сложному материальному положению, семья решает приютить ребенка. После того, как о пропаже Юри объявляют по телевизору, в их жизнях начинаются серьезные проблемы.

«Рим», (Мексика)

Режиссер: Альфонсо Куарон

Самые известные и успешные фильмы Куарона «И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гравитация» и «Дитя человеческое». «Рим» не похож ни на один из них, но получил больше всего наград и восторженных отзывов критиков. Так, ему досталось 65 призов от самых разных фестивалей и организаций, а самым престижным стал «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.

Заинтригованный всеобщим признанием зритель может ожидать от фильма необычного сюжета, глубокой философии или пронзительной драмы, но в «Риме» не происходит ничего кинематографичного. Он изображает обыкновенную жизнь простых людей, со всей ее абсурдностью, жестокостью, несправедливостью и тревогами.

Действие разворачивается в начале 1970-х в Мехико, где в районе La Roma (Рим) молодая девушка Клео работает служанкой в доме доктора Антонио и его жены Софии. Клео убирает, готовит еду, ухаживает за четырьмя хозяйскими детьми и ходит на свидания. Между повседневными заботами Клео мы видим, как Антонио уходит из Семьи, а София пытается скрыть происходящее от детей. Вскоре Клео беременеет, ее бойфренд сбегает, и ей приходится подстраиваться под новые жизненные обстоятельства.

Куарон сам написал для «Рима» сценарий, сам его поставил и снял. При этом фильм получился очень женским: полуторачасовая зарисовка правдиво показывает, с какими разочарованиями приходится сталкиваться женщинам, и как они справляются с трудностями. Как ни странно, вывод у зрителя напрашивается успокаивающий: все проходит, и это тоже пройдет.

«Капернаум» (Ливан)

Режиссер: Надин Лабаки

«Капернаум» еще один фестивальный любимчик, боровшийся в Каннах за «Золотую пальмовую ветвь». Фильм рассказывает историю ливанского мальчика Зейна, который бежит от нерадивых родителей на улицу, выживает благодаря остроумию, заботится об эфиопской беженке Рахиль и ее маленьком сыне, а также ищет справедливости в зале суда, предъявив родителям иск за предоставление ему жизни.

«Капернаум» создавали с участием непрофессиональных актеров, чья биография очень похожа на жизнь их персонажей. Режиссер Надин Лабаки на съемках просила их спонтанно реагировать на прописанные сцены, используя собственные слова и жесты. Когда игра актеров отходила от сценария, Лабаки адаптировала его под героев.

Критики отмечают, что фильм, вопреки спонтанности, удивляет своей нежностью и поэтичностью. И хотя в основе злоключений героев лежит бесчеловечность общества, «Капернаум», в конечном счете, обнадеживает и вдохновляет.

«Работа без авторства», (Германия)

Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннесмарк

У Доннерсмарка уже есть «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Его он получил в 2007 году за триллер об агентах штази «Жизнь других». 11 лет спустя режиссер снова предлагает Американской киноакадемии драму о разделенной Германии, но на сей раз героем становится художник, который через творчество пытается справиться с травмами детства, выпавшее на годы нацизма. По воле случая, он влюбляется в девушку, отцом которой является профессор, участвовавший в программе по исследованию евгеники в Третьем Рейхе.

Фильм Доннерсмарка основан на реальных событиях, а прототипом главного героя стал художник и скульптор Герхард Рихтер. Готовую картину режиссер назвал «историей любви, семейной драмой, биографией Германии в 20 веке и знакомством с современным искусством».

«Виновный», (Дания)

Режиссер: Густав Мёллер

О датском претенденте на «Оскар» известно мало: драматический триллер является режиссерским дебютом Густава Мёллера. Действие его разворачивается в течение одной ночи, когда диспетчер полиции Асгер Холм принимает звонок от похищенной женщины. Для спасения ее жизни он может использовать только телефон, который в умелых руках превращается в сильное оружие.

В обзоре американского издание Hollywood Reporter говорится, что главным преступником в фильме становится воображение зрителя, и хотя все повествование сосредоточено на одном человеке, криминальный триллер по напряженности и увлекательности ничем не уступает адреналиновым экшенам на схожую тематику.

«Перелетные птицы», (Колумбия)

Режиссеры: Кристина Гальего, Сиро Герра

Ранее Колумбия в оскаровской гонке, но «Перелетные птицы» уже заявили о себе и без заветной статуэтки. Лента открыла секцию Двухнедельник режиссеров на Каннском кинофестивале и заслужила высокие оценки критиков. Издание Variety пишет, что фильм о первых годах наркоторговли в Колумбии выгодно отличается от сериала «Наркос» на Netflix или фильма «Любить Пабло» с Хавьером Бардемом. «Перелетные птицы» называют ошеломляющей и удивительно правдивой историей, которая отражает развитие колумбийского наркобизнеса еще до Эскобара.

История охватывает период конца 60-х — начала 80-х годов, и разделена на пять частей: «Дикая трава», «Могилы», «Процветание», «Война» и «Лимбо». Ее герои — мужчины и женщины из клана Вайю, а самым сильным персонажем выступает матриарх Урсула Пушайна, местный аналог «Крестного отца». Она на все способна ради семьи и клана, и к концу фильма зрители увидят, насколько далеко она готова зайти.