Реальность

Картинных краж мастера: продолжение расследования о коллекционере Комском

12 декабря 2018 | 18:45

В новой публикации об обратной стороне украинского арт-рынка мы расскажем о самых громких кражах картин из художественных музеев Украины и тех, кто за этим стоял. На какое время пришелся пик ограблений? Все ли чисто с коллекцией Дмитрия Табачника, насчитывающей свыше 300 картин и какую роль в ее формировании сыграл небезызвестный галерист Леонид Комский — разбирался Realist.

26 ноября в Вене из аукционного дома Dorotheum была похищена картина «Залив, море, зеленые скалы» известного французского художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара, написанная в 1895 году. По разным экспертным оценкам стоимость работы колеблется в пределах 120−160 тысяч евро. Мы решили узнать, какие громкие кражи картин произошли в Украине, в интересах каких чиновников они совершались, и кто им в этом помогал.

Украинский арт-рынок начал формироваться в конце 1980-х годов. Тогда в Киеве насчитывалось 15−20 крупных частных коллекций. Пополнялись они за счет скупки трофейных картин у ветеранов Второй мировой войны, художников и их родственников, культурного бомонда периода Оттепели. В первые годы независимости страны, когда завершилось первоначальное накопление капитала, художественными коллекциями стали обзаводиться крупные бизнесмены. Именно они спровоцировали стремительный рост цен, который остановился только с началом финансового кризиса в 2008 году.

Чтобы оценить масштаб изменений на рынке искусства и какие суммы там появились, достаточно привести пример с картинами популярнейшего среди коллекционеров украинского художника Николая Глущенко. В начале девяностых за его полотна в среднем платили 400−600 долларов. А уже в 2008 году картина «Прибой» на одном из киевских аукционов была продана за рекордные 260 тысяч долларов!

Успешный дуэт Табачник-Комский

Как видите, коллекционирование картин — хобби очень недешевое. Позволить им заниматься на серьезном уровне могут либо состоятельные люди, либо те, кто недостаток денег компенсирует политическим влиянием. Или административным ресурсом — речь о чиновниках национального уровня. В те годы самым ярким из них являлся «крестный отец» украинского арт-рынка, а параллельно — вице-премьер по гуманитарной политике с апреля 2006 года по декабрь 2007 года в правительстве Януковича — Дмитрий Табачник. Не случайно в те же годы под его кураторством начинает выпускаться специализированный журнал «Антиквар», издателем которого стал широко известный в узких кругах ценителей искусства Леонид Комский. На тот момент он еще не был владельцем аукционного дома «Дукат», но уже считался личным арт-дилером Табачника. «Комсомольская правда» в публикации «Пламенные коллекционеры» описывает его коллекцию картин так: «Около 300 работ разных художников XIX и первой половины XX века, собраны акварельные работы Алексея Шовкуненко 20-х годов прошлого века, пейзажи „Украинская церковь“ Сергея Васильковского и „Лесной ручей“ Константина Крыжицкого». Естественно, все это собиралось не за деньги — откуда они у государственного служащего, пусть и высокого ранга? Мы узнали ответ на этот вопрос.

Секрет успеха коллекционера Табачника основывался на фактически бесконтрольном доступе к запасникам украинских художественных музеев. По звонку из Кабмина директор любого из них вынужден был передавать в Киев все, что было запрошено. А запросы формировал, как вы уже догадались, Леонид Комский. Период наиболее плодотворного сотрудничества Табачника и Комского искусствоведам запомнился еще и небывалым числом краж, которым подверглись украинские музеи. Совпадение? Не думаем. Там, где музейщики занимали принципиальную позицию и не соглашались отдавать культурное достояние, картины попросту похищались. Вот лишь наиболее громкие эпизоды в хронологическом порядке.

Июнь 2005 года. Из Одесского художественного музея украдена картина Ивана Айвазовского «Морской вид» стоимостью 300 тысяч долларов.

Апрель 2006 года. Из Яготинской картинной галереи похищают 32 (!) картины авторства Николая Глущенко, Сергея Шишко и Татьяне Яблонской. Их суммарная стоимость на то время превышала 2 миллиона гривен.

Спустя ровно год из Тернопольского областного художественного музея исчезает картина Ильи Репина «Украинский пейзаж», оцененная в 2 миллиона долларов.

Завершилась серия музейных краж в июне 2007 года, когда из города Тячев в Закарпатской области у частного коллекционера вывезли картины Иосифа Бокшая и Золтана Шолтеса. Если вспомнить тогдашний курс доллара, то заявленная стоимость в 300 тысяч гривен выглядит весьма солидной.

Конечно, было бы неправильным говорить, что ни до, ни после описываемых событий ничего подобного не происходило. Например, в 1992 году вооруженные преступники расстреляли двух сотрудников Львовской картинной галереи и завладели работами Яна Матейко и Артура Гроттера. Позже эти полотна мелькали в западных каталогах. Но на поток «вынос музеев» поставили друзья не разлей вода Дима и Леня.

Исповедь коллекционера

Один из известных киевских коллекционеров согласился рассказать о подноготной арт-рынка только на условиях полной анонимности. Дальше его исповедь без купюр.

«При Табачнике велась активная работа в музейных фондах Украины, где хранились не только произведения украинских художников, но и немецкие трофеи Второй мировой войны. Была программа, в рамках которой произведения из фондов шли на декорирование административных зданий. При этом изымались самые ценные образцы. Позднее выяснилось, что на стенах висят копии. О судьбе подлинников можно догадываться, но если предположить, что они перекочевали в частные коллекции, причем за хорошие деньги, то окажемся близко к правде.

Произведения в фондах находились в ужасном состоянии из-за условий хранения. Во время реставрации работ стирались подписи художников, чтобы скрыть их реальную стоимость, продать нелегально и вывезти за рубеж. К тому же с реставраторами расплачивались за работы непосредственно картинами.

Весь этот рынок в Украине черный. И ранее «крышевался» одним из подразделений МВД, которое занималось конфискацией нажитого нечестным трудом имущества. Комский в этой схеме ставил свою подпись как эксперт при оценке произведений (подтверждал их подлинность) и плотно работал с Табачником. Поскольку по большей части стоимость произведений оценивается на индивидуальное усмотрение эксперта-оценщика, это был для Лени отличный бизнес. Так Комский и оброс связями, начав обставлять антиквариатом «под ключ» дома ВИП-чиновников страны.

Сотрудничество с сильными мира сего уберегло Леню от пристального и вполне заслуженного внимания правоохранительных органов. До поры до времени он обеспечивал им пополнение личных коллекций, а когда влияние Табачника в силу известных причин сошло на нет, стал зарабатывать на другом. Уже после Революции Достоинства он получил по льготной арендной ставке помещения в доме на улице Рейтарской, 8Б. Бизнес-жилка подсказала ему, что можно большую часть из них пересдавать по вполне рыночным расценкам. Причем своим же побратимам по цеху. А разницу оставлять себе. Когда ситуация вскрылась, удивились все: не только собственники здания, которые за свой счет поддерживали, так сказать, культурные проекты Комского, но и коллеги. Пока Комский не нашел себе нового картинного покровителя, ему приходится зарабатывать на хлеб с икрой такими способами. Но, возможно, вскоре вместо этого лакомства ему некоторое время придется есть сухари?", — рассказал источник.