Фильмы Джима Джармуша, которые расскажут о режиссере лучше, чем он сам
Кино

Фильмы Джима Джармуша, которые расскажут о режиссере лучше, чем он сам

22 января 2018 | 19:16

Американскому режиссеру и сценаристу Джиму Джармушу исполнилось 65 лет. Мы написали о лентах, созданных Джармушем, которые стали узнаваемым независимым кино. Многие из них хочется пересмотреть еще раз, подмечая все новые и новые детали.


Джим Джармуш мог стать «акулой пера» — он в течение года учился журналистике в Чикагском Северо-Западном университете. Но Джармушу не были интересны сенсации, связанные с публичными особами, его волновали персонажи из книг. Поэтому Джим сменил специализацию и переехал в Париж, где будущий режиссер изучал английскую литературу. Смена профессии, а также страны повлияла на Джармуша, и он начал посещать Французскую синематику, очаровавшись местным кино.

Этот небольшой эпизод жизни прекрасно описывает Джармуша — ему нравится находить независимый путь, отдавая предпочтение повседневным историям, в которых вместо ошеломляющих развязок есть более тонкие и чувственные сюжетные повороты.


«Более странно, чем в раю» (1984)

К главному герою — венгерскому эмигранту Вилли, который обосновался в Нью-Йорке, приезжает кузина Ева. У них нет общих интересов, но со временем они находят общий язык и хорошо проводят время. Через год Вилли вместе со своим другом, с которым они зарабатывают деньги шулерством, выигрывают на двоих $ 600 и принимают решение нанести ответный визит. Втроем они попадают в запутанную ситуацию, желая найти для себя пристанище, соответствующее их идеалам.

Этот фильм, который Джармуш снял в черно-белых цветах, был решающим для формирования особенного стиля режиссера. Интересно, что киноэнциклопедия Allmovie назвала ленту «Более странно, чем в раю» одним из самых влиятельных фильмов ХХ столетия из-за того, что она «стала предвестником малобюджетного независимого кино, определявшего облик американского кинематографа».

«Таинственный поезд» (1989)

«Таинственный поезд» — фильм, внутри которого есть три новеллы под названиями «Вдали от Иокогамы», «Призрак» и «Затерянные в космосе». Связывающим звеном между ними становится отель в Мемфисе, где останавливаются герои ленты.

Часть ролей в фильме была написана Джармушем для конкретных людей, которых режиссер хотел видеть в кадре. Среди них были не только актеры, поэтому в фильме появился фронтмен группы The Clash Джо Страммер, а также блюз-певец Скримин Джей Хокинс.

На Каннском кинофестивале «Таинственный поезд» принес Джиму Джармушу приз за лучший художественный вклад в кинематограф.

«Ночь на Земле» (1991)

Фильм состоит из пяти частей, в каждой из которых показана связь во времени, возникающая между водителем такси и ночными пассажирами. Все эти истории происходят в течение одной ночи в разных городах — Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме, Хельсинки.

Джим Джармуш написал сценарий к фильму всего за 8 дней. Выбор города для каждого сюжета был не принципиальным для режиссера, его определяли по месту нахождения актеров, согласившихся сниматься в ленте.

Саундтрек к фильму сочинил и записал Том Уэйтс — известный американский певец и композитор, музыке которого симпатизирует Джармуш.

«Мертвец» (1995)

Молодой бухгалтер Уильям Блэйк едет на Дикий Запад, где ему обещают работу. В краях, к жизни в которых мужчина оказался совершенно не приспособлен, по воле случая за его голову назначают награду в $ 500. Получив пулю в грудь, Блэйк попадает к индейцу-изгою, который выхаживает его.

Узнав имя американца, индеец принимает бухгалтера за «мертвеца» — давно умершего английского поэта Уильяма Блейка, стихи которого запали ему в душу много лет назад. Из уважения к его поэзии индеец решает помочь «бледнолицему» с честью переправиться в мир духов. За время, проведенное вместе с незнакомцем, нерешительный бухгалтер меняется и узнает себя с новой стороны.

Главную роль в фильме исполнил Джонни Депп, также в нем появились актер Джон Хёрт и музыкант Игги Поп. Сам фильм полностью перевернул представление зрителей о классическом вестерне, показав новые образы главных героев и нестандартные смыслы происходящего на экране.

Музыку к фильму написал Нил Янг во время черновой версии фильма. Музыкальная импровизация Янга на гитаре стала полноценным саундтреком к «Мертвецу», чей финальный монтаж подстраивали под музыкальные акценты Нила.

«Кофе и сигареты» (2003)

«Кофе и сигареты» — это сборник черно-белых короткометражных фильмов, которые Джим Джармуш снимал в течение 17 лет. В них режиссер показал любимых музыкантов, актеров и публичных людей, которые перед камерой пьют кофе, курят сигареты и ведут незатейливые беседы.

В 11 отдельных эпизодах, вошедших в сборник, снялись Стив Бушеми, Игги Поп, Том Уэйтс, Кейт Бланшетт, Джек Уайт, Билл Мюррей и многие другие.

«Сломанные цветы» (2005)

От стареющего ловеласа Дона Джонстона ушла его очередная любовница. Утром того же дня он получает странное анонимное письмо, в нем давняя подруга сообщает, что 19 лет назад родила от Дона сына, который теперь отправился на поиски отца.

Сосед Джонстона, помешанный на детективах, помогает ему составить список женщин, которые могли написать это письмо. Так Джонстон отправляется в дорогу, желая выяснить, кто изменил привычный ход его жизни.

Джим Джармуш — поклонник Билла Мюррея, поэтому главного персонажа «Сломанных цветов» режиссер создал специально для него.

«Выживут только любовники» (2013)

История древних вампиров Адама и Евы, которые предпочитают не убивать людей ради свежей крови, а добывать запасы в больницах. Адам — талантливый андерграундный музыкант, мечтающий о самоубийстве. Ева — любительница поэзии, которая любит проводить время в компании Кристофера Марло, истинного автора произведений Шекспира. Их меланхоличная жизнь меняется, когда в город приезжает сестра Евы — необузданная вампирша Ава, не способная контролировать эмоции.

«С эмоциональной точки зрения это была самая высокая отдача в моей жизни», — так описывает ленту Джим Джармуш. В ней снялись Том Хиддлстон, Тильда Суинтон, Миа Васиковска, Джон Хёрт и Антон Ельчин.

«Патерсон» (2016)

Главный герой фильма — обычный водитель городского автобуса, который любит сочинять стихи. Каждый день Патерсона — такой же, как предыдущий: он рано встает, завтракает, идет в автопарк, где садится в автобус и целый день ездит по улицам города, а в перерывах пишет стихи в тетрадку. Вечером он возвращается домой, ужинает со своей женой Лаурой, а потом идет гулять с собакой.

В размеренной жизни Патерсона есть определенный порядок, который однажды сбивается из-за неожиданного бытового происшествия.

Картину, в которой нет экшена и интригующих обстоятельств, высоко оценили критики, подметив то, как Джармуш уделяет внимание деталям. Режиссер серьезно подошел не только к ним, но и к лирической составляющей фильма — в «Патерсоне» он использовал стихи современного американского поэта Рона Паджетта.

Читайте также: Странности режиссера Дэвида Линча