Информационная война

Пропаганда Кремля: как будто другая точка зрения

13 января 2017 | 15:24

Издание FT пишет, что такой мощный пропагандистский медиа-ресурс России, как Russian Today (RT), разрабатывает специальную стратегию в соцсетях, призванную продемонстрировать наличие другой, отличной от официальной точки зрения. Так, недавно в одной из программ RT под названием «In the Now» был показан видеоролик, где парень в ушанке с красной звездой на лбу в стенах отеля класса люкс нелестно отзывается о Дональде Трампе. Программа In the Now позиционирует себя как альтернативная площадка так называемым mainstream media. И у неосведомленного пользователя соцсетей может сложиться впечатление, что эту программу можно отнести в разряд независимых СМИ. Но на самом деле In the Now — ответвление RT.

RT cостоит из трех круглосуточных информационных телеканалов, вещающих из Москвы более чем в 100 странах мира на английском, арабском и испанском языках.

Аудитория у этой информационной площадки не такая и внушительная по мировым медиа-меркам. По данным исследовательской компании Ipsos, еженедельная аудитория RT в США по состоянию на 2016 год составляет более 8 млн человек, в Европе — более 36 млн.

В сети Twitter RT ведет более 20 аккаунтов. Анализ, проведенный британским журналом The Economist, показывает, что присутствие RT в соцсетях имеет определенные особенности. Так, около 75% лайков в Facebook исходит только от 20% читателей. Из 50 аккаунтов, наиболее часто ретвитящих RT, 16, по данным The Economist, демонстрируют черты, характерные для специальных программ, так называемых ботов.

В своем отчете ЦРУ, ФБР и Агентство национальной безопасности заявили: «Во время всей предвыборной кампании RT выставлял Хиллари Клинтон в отрицательном свете. Канал обвинял ее в коррупции, умственной и физической нестабильности и в связях с исламскими экстремистами».

В ответ главный редактор RT Маргарита Симоньян в своем блоге назвала доклад ЦРУ провалом, а обвинения в адрес медиа-ресурса — нападками школьного уровня.

По мнению медиа-аналитиков, как пишет FT, RT умело использует рычаги влияния на массовую аудиторию, являясь мощным PR-оружием. Здесь, хоть не громко, но слышны голоса как правых, так и левых противников истеблишмента, присутствует открытая поддержка Кремля в отношении ситуации на востоке Украины и много конспирологических теорий.

Сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэхэм, призывающие усилить политику санкций против Москвы, выступают за увеличение финансирования таких медиа-ресурсов, как Голос Америки (Voice of America) и Радио Свобода (Radio Free Europe).

Дональд Трамп - жертва компромата? Фото: EPA/JUSTIN LANE
Дональд Трамп - жертва компромата? Фото: EPA/JUSTIN LANE

В конце прошлого года Европарламент принял резолюцию, призывающую ответить должным образом на информационную пропаганду России, главными рупорами которых считаются RT и Sputnik.

RT продолжает настаивать на том, что его журналисты независимы. Но через несколько недель после резолюции Европарламента стало известно о дополнительном финансировании Москвой на сумму $ 20 млн франкоязычного департамента канала RT.

Накануне выборов во Франции и Германии Париж и Берлин предпринимают все возможное, чтобы не допустить вмешательства Москвы. В Брюсселе активизировали меры безопасности, а также усилили сотрудничество с НАТО в этом вопросе. Активность значительно увеличилась после доклада американских спецслужб относительно прямого влияния Кремля на предвыборный процесс в США.

В Федеральном ведомстве по охране Конституции Германии заявили, что кибератака на компьютеры ОБСЕ, которая произошла в начале ноября прошлого года, могла быть осуществлена из России. А немецкая разведка имеет сведения о поддержке со стороны России, которую та оказывает европейским партиям евроскептиков.

Но пока, по мнению обозревателей, усилия Европы и евроинституций в борьбе с киберпреступностью и потоком фейковых новостей, которые распространяет Россия, малоэффективны. Литва, Латвия, Великобритания, Эстония и Дания призывают ЕС создать новостийные русскоязычные ресурсы вместо запрещенных на территории этих государств российских центральных каналов.

Некоторые страны предпринимают попытки обезопасить себя, не ожидая инструкций из Брюсселя или новостей об очередном вмешательстве Кремля во внутренние дела того или иного государства. В Чехии с 1 января начал работать специальный центр при Министерстве внутренних дел по отслеживанию неправдивой информации.

В Берлине вопрос о создании такого подразделения завис в воздухе. Правозащитники опасаются, что подобный департамент станет не чем иным, как оруэлловским «министерством правды».

Пока же в европейских столицах решают, как противостоять российской пропаганде и хакерским взломам, произошел очередной информационный инцидент. Что это было — хакерская атака или техническая неисправность — пока неизвестно. Телеканал американского Конгресса C-SPAN внезапно прервал стандартное вещание 12 января и в течение 10 минут транслировал эфир RT. Инцидент произошел около 14:30 по Вашингтону, когда в эфире C-SPAN показывали обсуждение законопроектов, касающихся Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Вместо заседания Палаты представителей на экране появился сюжет RT, посвященный шуткам над тем, как глава МИД Польши Витольд Ващиковский рассказал о переговорах с несуществующей страной Сан-Эскобар.

Фото: youtube.com