Ее аудитория — несколько миллионов человек в год. Ее голос — один из самых узнаваемых голосов украинской столицы. Под ее объявления спешно покидали Киев в 1986-м после аварии на ЧАЭС, с 2014-го провожают любимых на войну. Но куда бы вы ни ехали и что бы ни случилось, неизменным остается «Продовжується посадка».
Нина Тарасенко, диктор центрального железнодорожного вокзала Киева, открывает Realist'у свое лицо и рассказывает об особенностях профессии.
Родом я из Черниговщины. В 1978-м закончила 17-е железнодорожное училище в Киеве. Меня направили на центральный вокзал. Но работать в кассе не разрешили — не хватало три месяца до совершеннолетия. Поэтому поставили в справочное бюро. Оттуда уже попала в дикторскую. Сначала она находилась в башне пригородного вокзала, под часами.
***
Можно сказать, что я из железнодорожной династии. Покойный брат был машинистом, потом им уже стал мой сын. А невестка — дежурная станции на Борщаговке.
***
Здесь нет людей с опытом работы на радио или телевидении. Первое объявление было сделать непросто. Очень страшно, сердце выпрыгивало. Но вот набираешься смелости, и вперед! До первого «выхода» тренировалась перед выключенным микрофоном. Потом для нас провели курсы и на радио, на Крещатике, 26. Работал там диктор Ляшко, ныне покойный. Он учил правильной интонации и произношению.
***
Рабочий день длится 12 часов: с 8:00 до 20:00. Или с 20:00 до 8:00 в ночную смену. До появления компьютера, программ и объявлений в записи все было в «ручном» режиме. Трудились с напарницей вдвоем, менялись каждые два часа. Болело горло, садились голосовые связки. Иногда так наговоришься, что придешь домой и хочется только молчать.
***
Мою напарницу зовут Лидия Ступак. Всю жизнь с ней вместе. Мы с ней больше, чем семья. Из почти 40 лет работы, наверное, десять раз пришлось встречать Новый год на посту, в дикторской. Когда были молодыми, такие дежурства не радовали. Сейчас работа в праздники уже воспринимается нормально.
***
Сегодня процессы компьютеризированы, но диктор все равно должен в них постоянно участвовать. Полностью без человека никак не обойтись. Режим и принципы работы те же. Для голосовых связок все намного проще, но тяжелее для глаз. Ты должен часами смотреть в монитор, причем очень внимательно. Нужно корректировать информацию, если вдруг поезд задерживается. Часто пассажиры теряют ключи, документы, билеты. Теряют детей и даже собачек. Иногда встречаются честные люди: находят кошельки, приходят к дежурной вокзала, и мы сообщаем об этом. Как-то раз подходил парень, просил объявить признание в любви. Но такое у нас не по регламенту.
***
С началом войны на Донбассе в объявлениях появились новые темы: подозрительные предметы, теракты, волонтерские центры, центры помощи переселенцам. Раньше такое представить невозможно было. Новости по ТВ, честно говоря, уже не хочется смотреть — одно и то же. Быстрей бы война закончилась, а остальное приложится.
***
Самые сложные дни для нас — Новый год, крупные праздники. Когда новое расписание, дополнительные поезда, график очень насыщенный. До сих пор вспоминаю дни после аварии на ЧАЭС в 1986-м — тогда был тихий ужас. Народ уезжал из Киева, вывозил детей. Описать, что творилось на вокзале, сложно. Мы наблюдали за этим, а своих малышей не могли вывезти. Нам нужно было работать.
Когда бываю на других вокзалах, обращаю вниманию, как говорят дикторы. Часто отмечаю ошибки — интонация, к примеру, не та. Сейчас ведь все молодые, это нам с напарницей пора на пенсию. На центральном вокзале в Киеве у нас в дикторской всего восемь человек — на четыре смены.
***
У нас в кабинете окно, из которого видно все пути. Когда смотришь на поезда, иногда хочется сесть, куда-то уехать. Но куда уедешь? Все равно нужно возвращаться. Я не часто путешествую — семья, заботы. Но вот в электричке постоянно езжу на работу. Живу в Мотовиловке (село в Фастовском районе. — R°). В дикторскую нужно прийти пораньше, примерно в 7:30, поэтому выезжаю в 6:20. Когда смотрю в окно, думаю о том, каким будет день — тяжелым или нет.
***
Сколько мне еще тут? Сил пока хватает. Что дальше будет — посмотрим. Моя работа — вся моя жизнь. Всякое случается. Но нужно чаще улыбаться. Когда оказываешься у микрофона, отставляешь все проблемы в сторону и не думаешь о плохом.