У детской литературы и религии есть близкие, но спорные взаимосвязи, пишет британский журнал The Economist.
Среди всех писателей о религии принято говорить, что духовный поиск человечества — это не столько поиск истинно-ложных предложений, сколько поиск смысла. И диапазон мест, где люди могут найти смысл, действительно широк.
«Хроники Нарнии», написанные писателем из Белфаста Льюисом, имеют христианский подтекст, который автор не скрывал. В приморской деревне Ростревор на восточном побережье Ирландии туристам предлагается исследовать близлежащие леса, чтобы увидеть, где писатель получил свое духовное и литературное вдохновение. Может, именно здесь Льюис представил Иисуса Христа в образе Аслана, могущественного, щедрого льва, который мог заставить людей быть честными с собой.
Христианское послание в «Нарнии» было слишком откровенным для вкусов друга Льюиса, писателя Толкиена. Создатель историй «Властелин колец» всю жизнь был католиком, а Льюис перешел от атеизма к англиканству. Толкиен согласился с тем, что мифология, будь то древняя или недавно разработанная, может содержать несколько уровней истины, но считал, что эти истины должны быть хорошо скрыты. Кажется, что у двух авторов были прочные, приятные дебаты по этому поводу в пабах Оксфорда, где они оба жили.
Как насчет более современного детского увлечения — книгах о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг?
Религиозные люди страстно спорят о том, насколько сильно ли их влияние и есть ли, но вообще. Перед своим возвышением Папа Бенедикт XVI, кардинал Йозеф Ратцингер, выразил мнение, что в сказках могут быть «тонкие соблазны». Что касается американского религиозного права, некоторые его постулаты не поощряют детей читать рассказы, цитируя отрывки в еврейских писаниях, которые запрещают любое обращение к колдовству.
В интервью Роулинг описала себя как христианку, которая борется с сомнением. Она воспитывалась англиканской церковью, а затем посещала шотландскую церковь. Отвечая на вопрос канадского репортера, была ли она христианкой, она ответила: «Да. И это кажется, оскорбляет религиозное право намного больше, чем если бы я думала, что Бога нет».
В любом случае, какими бы ни были ее собственные намерения, есть много людей, считающие, что ее рассказы содержат духовные послания, по крайней мере, в широком смысле.
Возьмем, к примеру, одну из заключительных сцен в седьмом и последнем выпусках серии «Гарри Поттер». Главный герой проходит через Запретный лес, идя навстречу своей смерти в надежде победить лорда Волдеморта. Гарри сопровождают четверо духоподобных людей, находящихся рядом с ним: его мертвые родители, крестный отец и профессор из Хогвартса. Этот квартет призраков говорит очень мало, но их присутствие придает Гарри мужество.
«Рассматривая эту сцену, можно усилить чувство божественного присутствия людей в их собственной жизни», — говорит Ванесса Золтан, работавшая гуманитарием-капелланом в Гарвардском университете. Ее подкасты о Гарри Поттере стали одними из самых успешных религиозных посланий (опять же, в широком смысле), которые сейчас циркулируют в Америке.
Золтан написала академический тезис о возможности рассматривать светский текст, как будто это священное писание. Затем она воплотила совместно с коллегой Каспером Тер Куилом свои теоретические размышления на практике, записав подкаст под названием «Гарри Поттер и священный текст». Теперь подкаст регулярно оценивается как один из пяти самых популярных духовных текстов.
Золтан признает, что серия Гарри Поттера, безусловно, культ, вряд ли оценивается как религия в полном смысле. Это далеко не накопление коллективной исторической памяти или общей культуры, на которую могут претендовать мировые системы убеждений.
Но она говорит, что в каждой главе есть важные темы и основные уроки, и, по ее мнению, они более легко усваиваются, чем некоторые из более распространенных религиозных текстов. «Очень мало злых действий было сделано во имя Гарри Поттера, чего нельзя сказать о других религиях», — утверждает она.
Они и Тер Куил говорят, что используют традиционные религиозные инструменты, такие как божественное чтение (Lectio divina) — тип интенсивного анализа коротких библейских отрывков, которые практикуются в католицизме. Золтан считает, что в истории Гарри Поттера есть всевозможные духовные послания и уроки, связанные с такими популярными и глубокими темами, как дружба, надежда, милосердие, смертность, союзы и самопожертвование.
Например, в третьей книге Гермиона хочет сохранить свою дружбу с Гарри и Роном. Когда она узнает, что Гарри планирует потенциально опасную вылазку, она угрожает о нем рассказать в надежде обезопасить его. «На одном уровне мальчики чувствуют, что их предали, но усилия Гермионы по защите отражают связь дружбы, которая еще глубже», — говорит Золтан.
По текущему курсу Золтан и ее соавтору нужно еще три с половиной года подкаста, если они хотят проанализировать все семь книг. И как только они это сделают, они надеются вернуться к первой главе первой книги, чтобы показать слушателям, как много еще есть уровней смысла, ожидающих обнаружения.