Французское издание Le Monde исследовало, как европейские джихадисты оправдывают свои атаки в письмах к родственникам — от религиозных императивов до геополитических соображений.
После каждой атаки, спонсором или вдохновителем которой было «Исламское государство», оно выдает сообщение с изложением своих «тезисов».
ИГ твердит, что его зарубежные операции являются ответом на бомбардировки «международной коалиции» в Сирии и Ираке, которые ослабляют базу самопровозглашенного халифата.
Такая трактовка, прекрасно обрамленная пропагандистскими лозунгами ИГ, является его центральным аргументом, чтобы оправдать нападения в Париже, Брюсселе, Лондоне или Манчестере, а также призвать к новым.
Но как кандидаты в смертники воспринимают эти лозунги? Как они оправдывают своим родственникам убийство мирных жителей? Что убеждает их, в конечном счете, принести в жертву свою жизнь?
Le Monde проанализировал, как террористы в Париже и Брюсселе оправдывали свои миссии в письмах, оставленных родственникам. Между религиозными императивами и мистическими размышлениями их слова образуют сложную сеть, описывающую процесс подготовки самоубийцы.
Неоднозначный аргумент, в котором проскальзывает «оборонительный джихад», незаметно переходит в защиту стремления к окончательной победе ислама против «неверия».
Среди документов, найденных исследователями, есть три рукописных письма, посланных Салахом Абдельсламом его матери, сестре и подруге. Полиция также нашла компьютерные файлы, записанные братьями Ибрагимом и Халидом эль Бакрауи, которые взорвались в аэропорту Завентем и метро Брюсселя 22 марта 2016 года. Опять же, смертники писали женщинам: матери, сестре и подругам.
Наиболее сложный документ этой переписки является звукозаписью в 33 минуты, сделанной Ибрагимом, под названием «Для моей матери». В этом посмертном сообщении старший сын говорит, что этот джихад — ответ на притеснение жертв-мусульман.
«Так что теперь, мама, ты будешь слышать все от людей, поэтому я хотел бы уточнить одну или две ситуации (…). Есть люди, которые имеют двухметровые бороды, знающие Коран наизусть, то есть практикующие ислам, так сказать. Но они лгут об Аллахе и Его Посланнике (…). Они будут относиться к нам чудовищно.
У нас есть сердце, которое живет и (…) что бы эти люди не говорили, есть джихад на пути Аллаха, но они позволяют себе критиковать человека, который борется (…)"
Джихадистская приверженность Ибрагима, как он выражается, коренится в чувстве негодования и унижения. Если верить заявлениям одного из его сообщников, Мохамеда Абрини, этот унылый гнев и тоска были в нем и до создания ИГ.
Это чувство беспомощности мусульман в их страданиях достигло своего пика с начала сирийской гражданской войны. Она одновременно обнаружила проблему провозглашения «халифата» и рассматривается как обещание возмездия за прошлое унижение.
В послании к своей матери Ибрагим, таким образом, говорит об ИГ как об исторической мести.
«Военный» подход к оборонительным джихадистам, сочувствующим ИГ, позволяет им убивать без угрызений совести: они видят себя не террористами, а солдатами.
Экспорт «оборонительного джихада» на Запад теперь служит в качестве алиби для «джихада наступления». Этот сдвиг был формализован ИГ в статье под названием «Почему мы ненавидим вас, почему мы воюем с вами», опубликованной пропагандистским журналом ИГ «Дабик» в июле 2016 года.
В статье обозначаются шесть пунктов ненависти. Первые три относятся к природе Запада: «Мы ненавидим вас в первую очередь потому, что вы неверующие»; «Мы ненавидим вас, потому что вы живете в либеральных и светских обществах, которые позволяют то, что Аллах запретил»; «Мы ненавидим вас и ведем войну, потому что вы не верите в существование Господа нашего».
Следующие три пункта относится к акции, прикомандированной на Запад: «преступление против ислама», «преступление против мусульман» и «вторжение» в мусульманские страны.
Пропаганда ИГ незаметно вывела своих солдат из гуманитарной битвы к тоталитарной цели: уничтожение всех других.
Осама Крайем, бельгийский судья, отвечающий за расследование нападения в Брюсселе, говорит, что терроризм не является «личностным». Но что окончательно убедило отказаться от своей «обычной жизни» Ибрагима и его брата Халида, оставившего беременную жену? Как и эти братья, многие кандидаты джихада до своего обращения к радикальному исламу были преступниками, далекими от религии.
«Эти люди никогда не были в мечети, и они потеряли достаточно времени, пока грешили (…). Когда они возвращаются к религии, то хотят догнать. Они хотят быть более мусульманами, чем истинные мусульмане. Они видят все совершенные грехи. И они знают, что „мученичество“ стирает все грехи».
Три буквы, обнаруженные в укрытии Салаха Абдельслама в брюссельском районе Форест, свидетельствуют о его намерении умереть мучеником.
Его письма полны мистицизма. Своей сестре он объясняет, что «эта жизнь здесь на земле — это испытание». «Как я могу обменять эту жизнь здесь против запредельного? Рай лучше», —заключает он.
В письме к матери на двух страницах 17 раз упоминаются слова «Аллах» или «Бог». Страх ада предстает здесь как решающий рычаг теракта — отдав себя в жертву, бывший грешник стал избранным.
Видение загробной жизни, транспортируемой в ИГ, не означает, однако, что все сводится к ее очистительной силе: это прежде всего обещание вечного блаженства.
Это «удовольствие» может быть истолковано в буквальном смысле. В апреле 2014 года ИГ выпустило видео-интервью французского истребителя после тяжелого ранения в бою. Интервью под названием «Абу Ясин говорит, что он видел во сне!».
— Скажите нам, что вы видели, когда вы были ранены? — спрашивает «журналист» ИГ.
— Я увидел гурию. Она была красива, братья мои, я клянусь, она была красива, — говорит Абу Ясин. — Слушай, мой друг, Бог щедр, я клянусь, что я умер, и я увидел всю свою жизнь. Вся моя жизнь это катастрофа …
Дальше он говорит: «Мне сказали, что-либо через три месяца или три года я погибну как мученик».
— Даст Бог, через три месяца, — «поощряет» его журналист.
Мечта Абу Ясина, вернувшегося из потустороннего мира, описывает заключительный этап производства смертника. После того, как выстраиваются политико-религиозные аргументы, легитимирующие джихад, и гарантируется место на небесах, кандидат наконец соглашается на мученичество.
Чувство беспомощности против несправедливости уступает место фантазии всемогущества.